Приложение 1

                                                       к приказу по ГБПОУ МО

                                                     «Орехово-Зуевский  железнодорожный  

                                                       техникум имени В. И. Бондаренко»

                                                       от 23.10.2017 г. № 590

 

 

Положение о методической службе.

 

 

I. Общие положения.

1.1  Методическая служба является структурным подразделением ГБПОУ МО «Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И. Бондаренко»(далее техникум).

1.2  Методическую службу возглавляет заместитель директора по учебно-методической работе, назначаемый и освобождаемый от своей должности приказом директора техникума. В непосредственном подчинении заместитель директора по УМР находится методист техникума. Общее стратегическое руководство работой методической службы в техникуме осуществляет директор.

1.3  В своей деятельности Методическая служба руководствуется Конституцией РФ, Законом «Об образовании», Трудовым Кодексом РФ, образовательными стандартами, постановлениями Правительства РФ, приказами и распоряжениями Министерства образования и науки РФ, типовыми инструкциями, правилами, нормативами, организационными и распорядительными документами федеральных и региональных органов управления образованием, Уставом и иными локальными актами техникума.

1.4  Методическая служба (далее - служба) — самостоятельное структурное подразделение техникума, созданное с целью повышения качества образовательного процесса, развития учебно­-методического, научно-исследовательского, творческого потенциала преподавателей и студентов, профессионального мастерства преподавателей, успешности в учебно-профессиональном становлении студентов.

1.5      Методическая работа в техникуме осуществляется в коллективной и индивидуальной формах.

1.6.Коллективные формы методической работы: педагогические иметодические советы, творческие мастерские, школа молодого преподавателя, творческие семинары, семинары-практикумы, дискуссии, мастер-классы, методические марафоны, методические тренинги и др.

1.7.Индивидуальные формы методической работы:самообразование руководящих и педагогических работников техникума, которое включает в себя повышение педагогической, методической и профессиональной квалификации, культурного уровня путем самостоятельного изучения научной, методической, педагогической, технической литературы, консультации, оказание содействия в самообразовании, работа над методической темой, методическое сопровождение ОПОП.Результатом индивидуальной методической работы педагогических работников техникума является создание комплексного учебно-методического обеспечения по дисциплинам и междисциплинарным курсам.

1.8.Методическая работа с педагогическими работниками техникума включает в себя:

-     изучение и анализ работы преподавателей и мастеров производственного обучения,  классных руководителей;

-     оказание помощи педагогическим работникам в выборе форм и методов обучения и воспитания обучающихся, совершенствование методики проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий;

-      проведение  индивидуальных и групповых консультаций;

-     оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в разработке рабочей учебно-программной документации на основе типовой, методических рекомендаций, дидактических материалов и других средств обучения;

-     оказание помощи в составлении учебной и планирующей документации, подготовке докладов и выступлений на конференциях, педагогических чтениях;

-     изучение и обобщение педагогического опыта сотрудников техникума.

1.9. К активным формам методической работы относятся:

-  методические дискуссии и диспуты;

-  моделирование педагогических ситуаций;

-  олимпиады методических инновационных разработок уроков, воспитательных мероприятий;

-  методические «мосты» (дистанционное общение в интернете);

-  литературные ярмарки педагогических учебников, методических рекомендаций;

-  решение педагогических задач;

-  конкурсные выставки методических разработок (уроков, воспитательных мероприятий) и др.

II.               Цели и задачи.

2.1  Цель методической службы –содействие комплексному развитию ПОО, оказание реальной адресной помощи педагогам и руководителям в развитии их профессионального мастерства, повышении творческого потенциала. Обеспечениекачества и эффективности образовательного процесса, выраженное в совершенствовании, развитии и методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса.

2.2  Для реализации поставленной цели методическая служба призвана решать следующие задачи:

-организация опытно-экспериментальной работы;

-проектирование и апробация новых педагогических технологий,методик обучения и новых учебных программ;

-организация повышения квалификации педагогических работников;

-координация деятельности предметных (цикловых) комиссий;

-разработка предложений по совершенствованию образовательного процесса;

-подготовка и проведение конференций, научно-практических семинаров;

-организация редакционно-издательской деятельности.

 

III.           Структура методической службы.

3.1.В состав методической службы  входят заместитель директора по учебно-методической работе, методист, председатели цикловых (предметных) комиссий, творческих групп и методических объединений, педагогический коллектив.

3.2. Заместитель директора по учебно-методической работе осуществляет тактическое управление методической службой, является непосредственным организатором методической работы в техникуме, организует деятельность методиста. 

3.3.Методист организует и координирует учебно-методическую деятельность преподавателей техникума в соответствии с основными направлениями работы методической службы.

3.4. Методическая служба состоит из следующих основных органов и структур, организующих методическую работу техникума:

-  методический совет;

-  предметно-цикловые комиссии (методические объединения);

-  творческие группы преподавателей;

-  методический кабинет;

-  школа педагогического мастерства;

-  служба содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников (развитие механизмов дуального обучения);

-  информационно-методическое подразделение (виртуальный методический кабинет).

3.5.Методический совет – постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, формируемый в целях координации усилий, направленных на повышение эффективности учебно-методической работы в техникуме. Методический совет осуществляет свою деятельность на основании Положения о Методическом совете техникума.

3.6.Предметно-цикловые комиссии(методические объединения) состоят из числа преподавателей и мастеров производственного обучения одной специальности или цикла нескольких родственных дисциплин.Цикловые комиссии осуществляют свою деятельность на основании Положения о цикловых комиссиях техникума.Руководство цикловыми комиссиями осуществляют председатели, избираемые (назначаемые) из числа наиболее опытных и квалифицированных преподавателей.

3.7.Творческие группы преподавателей создаются из числа педагогических работников для реализации перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и других задач организации и методического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Творческие группы осуществляют свою деятельность на основании Положения о творческих группах педагогических работников.

3.8. Методический кабинет организует информационно-методическую базу для поддержки преподавателей, совершенствования их профессиональной квалификации и самообразования. Содержание деятельности методического кабинета: организация учета и изучения результатов коллективной и индивидуальной работы; изучение, анализ, пропаганда и внедрение передового педагогического опыта; осуществление методической помощи преподавателям в организации труда, в развитии педагогического творчества, систематизации материалов, поступающих в методический кабинет; обеспечение оптимального доступа педагогов к любой необходимой информации; подбор и систематизация  тематических разработок, организация выставок и т.д.Методический кабинет  осуществляют свою деятельность на основании Положения о методическом кабинете.

3.9. Школа педагогического мастерства оказывает помощь в формировании профессионального опыта работы молодых и вновь прибывших педагогов, в изучении и использовании на практике современных методик преподавания и воспитания. Руководят школой педагогического мастерства преподаватели с высшей квалификационной категорией, их работу курирует методист. Школа педагогического мастерства  осуществляют свою деятельность на основании Положения о школе педагогического мастерства.

3.10.Служба содействия занятости студентов и трудоустройства выпускниковпрогнозирует спрос на образовательные услуги, проводит профориентационную работу в школах, взаимодействуетс работодателями, участвует в городских ярмарках вакансий, оказывает содействие в проведении дней открытых дверей техникума, отвечает за развитие механизмов дуального обучения.Служба осуществляет свою деятельность на основании Положения о содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников.

3.11.Информационно-методическое подразделение (Виртуальный методический кабинет) подразумевает создание информационной базы методических разработок, справочно-информационного фонда учебно-нормативной документации, литературы по предметам и т.п. Информационно-методическое подразделение осуществляет свою деятельность на основании Положения об информационно-методическом подразделении (виртуальном методическом кабинете).

3.12.Виртуальный методический кабинет — это многофункциональная информационно-образовательная среда, ориентированная на активную и немедленную методическую поддержку образовательного процесса. Виртуальный методический кабинет позволяет организовать методическое пространство для всех его участников, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь, дает возможность поделиться опытом работы.

3.13. Информационно-методическое подразделение (Виртуальный методический кабинет) включает в себя нормативные документы системы образования всех уровней; тексты локальных актов, официальные программные материалы (образовательные стандарты, программы учебных курсов, тематические планирования и пр.), авторские программные материалы (рабочие программы по учебным предметам, поурочные разработки и сценарии и пр.);программы и планы текущих мероприятий; отчеты (текстовые и фотоотчеты) по прошедшим мероприятиям;блоки методической помощи молодым специалистам;перечень ссылок на ресурсы в сети Интернет и др.

 

IV.Функции методической службы.

1.     Инновационная работа методической службы ПОО:

-  обеспечение разработки и реализации программы развития образовательной организации;

-  оказание помощи в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов СПО;

-  повышение качества комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

-  подготовка и проведение инновационной, экспериментальной работы;

-  координация действий инновационных проектов;

-  оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников;

-  удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников;

-  оказание учебно-методической и научной поддержки педагогических работников;

-  повышение мотивации педагогических работников.

 

2.     Аналитическая деятельность методической службы.

-       мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников ПОО;

-       создание базы данных о педагогических работниках ПОО (с методической точки зрения - методпаспорт);

-       изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;

-       выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

-       сбор и обработка информации о результатах образовательной деятельности ПОО;

-       изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.

-       проведение методического аудита.

 

3. Организационно-методическая деятельность:

-       изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;

-       прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников ПОО, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

-       организация работы методических объединений педагогических работников ПОО;

-       организация взаимодействия с методическими объединениями других  ПОО;

-       участие в разработке содержания ОПОП, КИМ, УМК;

-       участие в разработке программы развития ПОО;

-       организация методического сопровождения реализации ОПОП;

 

4.     Организационная деятельность:

-  формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);

-  трансляция новинок педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

-  ознакомление педагогических и руководящих работников ПОО с опытом инновационной деятельности округа, города, России, зарубежных стран;

-  информирование педагогических работников ПОО о новых направлениях в развитии общего профессионального и дополнительного образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

-  создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.

-  размещение информации о деятельности методической службы на  сайте;

-  освещение деятельности педагогов в СМИ и др.

 

5.     Консалтинговая деятельность:

-  организация консультационной работы для педагогических работников ПОО по вопросам методики преподавания и воспитания;

-  популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;

-  разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям организации научно-методической и инновационной работы;

-  наставничество;

-  консультирование по научно-методическим вопросам;

-  индивидуальная методическая помощь;

-  консалтинг организации стажировок;

 

 

V.Права.

Методическая служба имеет право:

5.1      Требовать с преподавателей ОУ предоставить методические разработки и другие материалы, необходимые в работе службы.

5.2      Осуществлять связь с другими ОУ по вопросам методической работы.

5.3      Требовать от руководителей ПЦК, преподавателей необходимые материалы для подготовки и проведения семинаров и конференций.

5.4      Получать информацию от руководителей ПЦК  и преподавателей для совместного планирования мероприятий.

5.5      Получать от преподавателей отчеты о самообразовании.

 

VI.Ответственность.

6.1.Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на методическую службу задач и функций несет заместитель директора по УМР и методист.

 

VII.Документы, регламентирующие деятельность методической службы техникума.

7.1.Локальные нормативные акты методической службы:

-  Положение о методической службе;

-  Положение о методическом совете;

-  Положение о службе содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников;

-  Положение о методическом кабинете;

-  Положение об информационно-методическом подразделении (виртуальном методическом кабинете);

-  Положение о творческих группах педагогических работников;

-  Положение о школе педагогического мастерства;

-  Положение о предметной (цикловой) комиссии;

-  Положение о проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности;

-  Положение о кабинете (лаборатории);

-  Положения об олимпиадах и предметных конкурсах;

-  Положение о проведении открытого урока;

-  Положение об индивидуальном учебно-методическом плане работы преподавателя за учебный год;

-  Положение о контроле занятий;

-  Положение о календарно-тематическом плане;

-  Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по практике;

-  Положение о наставничестве.

7.2. В ходе деятельности, могут разрабатываться и вводиться в действие другие документы, регламентирующие деятельность методической службы техникума.

 

VIII. Номенклатура дел (примерный перечень).

В службе ведётся следующая основная документация:

-  протоколы заседаний методического совета и документы к ним;

-  годовой план работы службы;

-  годовой отчёт по методической работе;

-  документы педагогических семинаров, методических конференций (планы программы и доклады);

-  программа развития техникума;

-  планы/отчеты структурных подразделений службы;

-  планы проведения различных видов методических мероприятий;

-  графики защиты курсовых работ, защиты выпускных квалификационных работ;

-  протоколы заседаний аттестационной комиссии.

-  нормативные правовые документы по реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования;

-  стандарты по всем реализуемым профессиональным образовательным программам;

-  рабочие учебные планы по реализуемым профессиональным образовательным программам;

-  материалы по обеспеченности учебно-методической литературой реализуемых образовательных программ;

-  программы и положения, разработанные в ПОО для реализации профессиональных образовательных программ;

-  комплекты рабочих программ по дисциплинам реализуемых профессиональных образовательных программ;

-  планы  работы ПОО, ее структурных подразделений;

-  должностные обязанности работников всех подразделений;

-  материалы по аттестации преподавателей;

-  материалы педагогических советов, методических советов;

-   материалы по повышению квалификации преподавателей;

-  методические папки преподавателей и мастеров производственного обучения;

-  материалы по профессиональным конкурсам;

-  материалы по обобщению передового педагогического опыта (формы  и методы  обучения, банк идей);

-  методические рекомендации по лабораторным и практическим работам по дисциплинам учебного плана;

-  материалы контрольных заданий по дисциплинам;

-  в помощь председателю предметной цикловой комиссии;

-  в помощь классному руководителю (куратору).

Поделись этой новостью