Тарифы с неограниченным интернет-трафиком перегрузили сети
Абоненты превысили безлимит
Средняя стоимость тарифов с безлимитным мобильным интернетом в России выросла с конца прошлого года на 47%, до 887,5 руб., следует из данных Content Review. Абоненты с такими тарифами перегружают сети, что стало особенно проблематично для операторов во время пандемии, отмечают эксперты. Операторы переводят эту услугу в разряд премиальных, предлагая абонентам пакетные тарифы, в которых стоимость 1 Гб продолжает снижаться.
Средняя стоимость тарифа сотовой связи с безлимитным интернетом в России с декабря 2019-го по июль 2020 года выросла на 47%, до 887,5 руб., следует из отчета агентства Content Review, с которым ознакомился “Ъ”. Напротив, средняя цена 1 Гб мобильного интернета в остальных тарифах за это же время снизилась на 15,5%, с 37,3 до 31,5 руб.
Россия, таким образом, сохранила шестое место в рейтинге стран с наиболее дешевым мобильным интернетом, опередив Египет, Турцию, Иран и Сингапур, но уступив Индии, Индонезии, Израилю, Алжиру и Казахстану (см. график). В мире средняя цена за 1 Гб в рублевом эквиваленте выросла за семь месяцев, в среднем со 187 до 188,4 руб. Это, по мнению Content Review, обусловлено в том числе наценкой за подключение в отдельных странах нового стандарта связи 5G. Безлимитный мобильный интернет в мире в июле стоил в среднем 3981 руб., а в декабре — 3181 руб.
Безлимитный интернет в России из разряда доступных услуг переводится в статус премиальной, следует из отчета. «Во многом это произошло из-за высокой загруженности мобильных сетей абонентами, приобретающими безлимитные тарифы, что усугубилось во время пандемии и режима самоизоляции»,— поясняет руководитель Content Review Сергей Половников. Именно это послужило главной причиной отказа от безлимитных тарифов практически в каждой пятой стране мира, отмечает он. Средняя стоимость минимального пакетного тарифа мобильной связи в России за первое полугодие выросла на 8%, до 291 руб., сообщал “Ъ” 8 июля со ссылкой на оценки Content Review, повышение связывалось с необходимостью компенсировать выпадающую выручку из-за режима самоизоляции.
Безлимитные тарифы перегружают сети, при этом долгое время их стоимость в России была необоснованно низкой, теперь же операторы переходят на экономически обоснованные цены, переводя услугу в категорию премиальных, согласен инвестиционный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
На стоимость повлиял и рост спроса в период коронавируса, в то время как пропускная способность сетей операторов осталась на прежнем уровне, отмечает он. При этом, по мнению господина Нигматуллина, нецелесообразно сравнивать стоимость связи по миру в рублях, поскольку эта валюта зависит от стоимости нефти и ослабляется в период кризиса, а значит, что в рублях стоимость может оставаться на прежнем уровне, в то время как в долларах будет расти. Логично было бы оценивать стоимость не 1 Гб интернета, а услуг связи в целом по отношению к среднему ВВП на душу населения страны, считает эксперт.
Несмотря на изъяны в методике исследования, нужно признать, что оно указывает на проблему, считает управляющий партнер AC&M Михаил Алексеев. «Стоимость мобильной связи в России в четыре раза ниже, чем в среднем по миру, а безлимитный мобильный интернет на 30% дешевле, чем в Индии, и на 50% — чем в Китае. При этом ВВП на душу населения в России, по данным Всемирного банка, почти в четыре раза выше, чем в Индии, и в два раза — чем в Китае»,— отмечает он.
Дешевые безлимитные тарифы, полагает господин Алексеев, были оружием конкурентных войн российских операторов в 2018–2019 годах, но сейчас привлечение новых абонентов перестало быть первоочередной задачей. «Рынок вышел на уровень предварительного насыщения, борьбу за его долю любой ценой уже сложно оправдать экономически»,— заключает он.
Безлимитные тарифы не должны быть драйверами и единственным фактором выбора для потребителей, их стоимость должна быть экономически обоснованной, согласны в «Вымпелкоме». Там полагают, что оптимальны пакетные тарифы, сконструированные в зависимости от объема потребления. В МТС уверены, что подавляющему большинству абонентов с запасом хватает пакетов мобильного интернета на наиболее популярных тарифах, а безлимитные предложения становятся нишевым продуктом для тех, кто скачивает действительно большие объемы данных.