Новые «Экспрессы» подорожали по дороге на орбиту | Новости автомобильной индустрии

Новые «Экспрессы» подорожали по дороге на орбиту

2

Новые «Экспрессы» подорожали по дороге на орбиту

Спутники девальвации

Производство двух спутников связи и вещания среднего класса «Экспресс-80» и «Экспресс-103» для вещания ТВ в России, которые были запущены на орбиту 30 июля, обошлось их оператору ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) в 18 млрд руб. Это на 40% дороже, чем предыдущие два более мощных «Экспресса», запущенные пять лет назад. К повышению затрат привели импортозамещение, рост курса валют и стоимость страховки.

Затраты на создание спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103», запущенных 30 июля, составили около 18 млрд руб., сообщил “Ъ” руководитель Россвязи Олег Духовницкий. Их изготовил концерн «Информационные спутниковые системы» (ИИС) имени академика М. Ф. Решетнева вместе с европейской Thales Alenia Space по заказу ГПКС, которое финансировало производство из своих средств и кредитов в Сбербанке и Альфа-банке.

Последний раз спутники ГПКС выводились на орбиту в 2015 году — это были «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Хотя это аппараты тяжелого класса и более мощные, их производство стоило предприятию 13 млрд руб., причем его полностью оплатило государство в виде субсидии. То есть новые «Экспрессы», даже будучи аппаратами среднего класса, оказались дороже почти на 40%. В производителе ИСС не ответили на вопрос “Ъ”, чем вызван рост их стоимости.

Источник “Ъ”, участвовавший в производстве, объясняет, что спутники подорожали из-за импортозамещения. Ухудшение отношений России и США сказалось и на положении европейских поставщиков, которым приходилось согласовывать использование американских компонентов и технологий в создании спутников; ряд поставщиков пришлось поменять, что влекло за собой изменение конструкторской документации. Кроме того, из-за роста курса валюты подорожали европейские комплектующие. Подорожало и страхование аппаратов после серии неудачных запусков, напоминает собеседник. Если прежде страховка спутников стоила 8–12%, то новые «Экспрессы» застрахованы на 19,8% от своей стоимости.

ГПКС планирует использовать емкость «Экспресс-80» для трансляции общедоступных каналов первого и второго мультиплексов на наземную сеть и спутникового резервирования этих трансляций. Кроме того, «Экспресс-80» может обеспечивать доставку коммерческих телеканалов до кабельных сетей на всей территории страны и прилегающих государств. «Экспресс-103» покрывает восточную часть страны и Юго-Восточную Азию, где у ГПКС тоже есть клиенты.

Рост стоимости производства спутников не означает рост цен на аренду емкости на них, но срок окупаемости аппаратов увеличится, отмечает и. о. гендиректора ГПКС Юрий Прохоров. Тарифы на аренду емкости для вещания телевизионных мультиплексов определяет Федеральная антимонопольная служба, а остальные, коммерческие, должны быть конкурентоспособны, пояснил он.

Ввод в эксплуатацию новых бортов планируется на февраль—март 2021 года. Это первый запуск спутников ГПКС в программе обновления его группировки, которая предполагает вывод на орбиту 12 новых аппаратов до 2030 года. Сейчас флот ГПКС включает десять спутников «Экспресс», новые два расширят пропускную способность группировки более чем на четверть. Так, АМ80 встанет в точку 80 градусов, которая считается ключевой для России, поскольку зона покрытия из нее полностью охватывает территорию страны.

Организовать работу на этой точке долгие годы не получалось, поскольку спутники не долетали до цели. В 2008 году впервые забарахлил «Экспресс-АМ2», его признали аварийным; ему на замену в 2011 году был запущен самый мощный на тот момент «Экспресс-AM4», который не достиг орбиты из-за дефектов разгонного блока. Аппарат утопили в Тихом океане недалеко от Гавайских островов, а в 2014 году в ту же точку запустили «Экспресс АМ4Р» — копию погибшего АМ4. Но и он не долетел из-за нештатной ситуации при запуске.

Таким образом, после аварии АМ2 у ГПКС более десяти лет не было спутника с покрытием на всю страну в отличие от второго российского спутникового оператора «Газпром космические системы». Принадлежащий ему «Ямал-401» стал участвовать в телевещании наравне со спутниками ГПКС после того, как в марте 2020 года у «Экспресс-АМ6», задействованного в вещании федеральных каналов, начались проблемы с терморегуляцией, говорит совладелец оператора спутникового интернета «КА-Интернет» Сергей Пехтерев. Запущенные «Экспрессы», по его мнению, смогут компенсировать проблему с АМ6.

Анна Афанасьева

Источник