Число и стоимость спущенных на воду судов сокращаются
Судостроение на повышенных тоннах
Российские верфи в 2020 году сдадут не более 60 крупных гражданских судов, что на 20% меньше, чем год назад, ожидают эксперты «Infoline-Аналитики». Тем самым продолжится наметившаяся в прошлом году тенденция, когда рынок судостроения и кораблестроения в РФ сократился в стоимостном выражении на 19%, до 137,8 млрд руб. Аналитики полагают, что доля гражданского судостроения в структуре выручки верфей в 2020 году не превысит 40%, а перспективы ее роста в будущем связаны с верфью «Звезда», на которую уже сейчас приходится более 80% всех будущих судостроительных заказов в РФ по тоннажу.
В гражданском сегменте по итогам 2020 года ожидается ввод не более 60 крупных судов (около 10 несамоходных), подсчитали эксперты «Infoline-Аналитики». Несмотря на острую потребность в обновлении гражданского флота и развитие компетенций отечественных верфей в серийном строительстве, отрасль испытывает дефицит платежеспособного спроса, который усилился в условиях экономического кризиса, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Стагнация началась еще в прошлом году, когда российский рынок кораблестроения и судостроения тоннажем более 50 тонн (с учетом несамоходных судов) сократился в стоимостном выражении на 19%, до 137,8 млрд руб., следует из рейтинга Infoline Shipbuilding Russia TOP. Стоимость гражданских заказов возросла на 54,5%, в то время как военных — сократилась на 50,5%. Количество сданных судов и кораблей упало на 17%, до 103 штук. При этом число сданных заказов уменьшилось в обоих сегментах — по линии гособоронзаказа на 36%, до 27 штук (самый низкий показатель за последние шесть лет), а в гражданском судостроении — на 8%, до 76 судов. При сокращении стоимости и количества сданных заказов совокупный тоннаж вырос на 17%, до 342 тыс. тонн. По сравнению с 2017 годом показатель вырос на 50%, однако в совокупном тоннаже в 2019 году доля кораблей составляет только 12%.
Тройка лидеров среди судостроительных холдингов осталась без изменений.
Первое место традиционно заняла Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). В стоимостном выражении на долю предприятий корпорации приходится около 80% всех заказов, исполняемых в РФ, так как верфи выполняют много дорогостоящих оборонных заказов, отмечается в исследовании. В 2019 году ОСК сдала суда на 77 млрд руб. тоннажем 160 тыс. тонн. На июль в стадии строительства у корпорации 121 судно стоимостью 1,2 трлн руб. На втором месте холдинговая компания «Ак Барс» Рената Мистахова — 23,3 млрд руб. Сейчас холдинг строит еще 28 судов на 110 млрд руб. По общему тоннажу в 2019 году «Ак Барс» занял пятое место (5,7 тыс. тонн). Замыкает топ-3 UCL Holding Владимира Лисина (объединял судоходные активы и Окскую судоверфь) — 75,7 тыс. тонн на 6,3 млрд руб. Сейчас верфь строит еще шесть судов стоимостью 6,3 млрд руб.
Почему верфи РФ не успевают строить рыбопромысловые суда
По объему законтрактованных, но еще не заложенных судов лидером остается совместное предприятие «Роснефти» и Газпромбанка — «Современные технологии судостроения», которому принадлежит верфь «Звезда». Совокупный тоннаж будущих заказов превышает 3 млн тонн, что составляет более 80% от общего объема заказов, размещенных на российских судостроительных предприятиях. По состоянию на июль верфь строит 9 судов стоимостью свыше 203 млрд руб., также подписаны контракты еще на 32 судна.
По оценке Михаила Бурмистрова, доля гражданского судостроения в структуре выручки верфей в 2020 году не превысит 40%, и перспективы ее роста связаны в первую очередь со сдачей крупнотоннажных судов на «Звезде», а также серийных рыболовных и краболовных судов — уже с 2021 года. Надежда Малышева из PortNews также отмечает, что отечественное судостроение поддерживают госсубсидии и развитие запретительного законодательства, которое увязывает работу в российских водах с постройкой судов в РФ.