Онлайн-сервисы пожаловались на поисковик | Новости автомобильной индустрии

Онлайн-сервисы пожаловались на поисковик

Онлайн-сервисы пожаловались на поисковик

С «Яндекса» спросят за ответы

Онлайн-сервисы ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», «Туту.ру» и другие пожаловались на «Яндекс» в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Претензии вызвал специальный виджет «Яндекса» в поисковой выдаче, который уводит пользователя на сервисы компании. На это ФАС уже жаловался «Кассир.ру», но в «Яндексе» утверждали, что предложили аналогичный инструмент продвижения всему рынку. Теперь там говорят о нежелании конкурентов идти на «технические доработки» и встречной дискриминации.

Онлайн-сервисы ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», «Туту.ру», Drom.ru, 2ГИС и Zoon направили в ФАС жалобу на злоупотребление доминирующим положением «Яндекса», следует из документа, с которым ознакомился “Ъ”. Представители Avito, ivi, «Туту.ру», ЦИАН и «Профи.ру» подтвердили отправку жалобы, в ФАС подтвердили ее получение, она будет рассмотрена в установленном порядке, добавили в пресс-службе.

Ключевая претензия компаний касается интерактивного формата в поисковой выдаче, «колдунщика», который позволяет пользователям искать билеты, квартиры, объявления и пр. без перехода на отдельную страницу. Допущены к нему только сервисы «Яндекса», но не конкурирующих в этих сегментах компаний, настаивают заявители. Инструмент обходит общие правила ранжирования в поиске, не показывает наиболее релевантный запросу ответ и явно привлекает внимание пользователя, объясняют интернет-сервисы. Таким образом, «колдунщики» уводят пользователя на сервисы «Яндекса», а конкуренты, по их словам, теряют трафик и вынуждены больше тратить на продвижение.

Обращение к регулятору они объясняют тем, что позиция «Яндекса» исключила «переговорный способ разрешения конфликта».

Впервые пожаловался на «Яндекс» в ФАС сервис «Кассир.ру» (см. “Ъ” от 28 июня 2019 года). После этого Avito, ЦИАН, «Профи.ру», 2ГИС и ivi тоже начали открыто высказывать претензии, но в ФАС не обращались. «Яндекс» же в ответ представил новый рекламный формат, визуально напоминающий «колдунщики» (см. “Ъ” от 8 октября 2019 года).

59,5 процента

занимает «Яндекс» в числе запросов к поисковым системам на всех типах устройств в России (данные «Яндекс.Радар» на конец июля)

В пресс-службе «Яндекса» называют подобные «интерактивные ответы» мировым отраслевым стандартом. Они не имеют преимуществ перед органической выдачей и не закреплены на первых позициях по умолчанию, настаивают в компании. Вопрос интерактивных форматов обсуждался с рынком несколько лет, но с представленным в прошлом году инструментом для рекламодателей не все выразили готовность работать — «возможно, потому, что новые решения требуют от них технических доработок», считают в «Яндексе». Компания готова продолжить дискуссию и надеется, что ее сервисы смогут рекламироваться на сайтах Avito, 2ГИС, ivi, «Кассир.ру» и других, говорят в пресс-службе. В отличие от «Яндекс.Директа», который допускает любых конкурентов «Яндекса» к площадке, «некоторые авторы обращения» запрещают размещение конкурентов у себя, пояснили в компании.

«»Яндекс» не обязан бесплатно продвигать сторонний сервис, если ссылка на него не в органической выдаче. С другой стороны, когда в колдунщиках возникают только сервисы «Яндекса», у ФАС действительно могут возникнуть вопросы»,— рассуждает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.

Ранее Google после начала разбирательств перестала делать попытки продвинуть свои сервисы через поиск, напоминает он. «Претензии к колдунщикам «Яндекса» звучат не первый год, жалоба в ФАС демонстрирует не только остроту проблемы, но и то, что мирные аргументы исчерпаны. Не вижу вариантов, как они могли бы оправдать свои действия перед лицом ФАС»,— категоричен гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.

«Колдунщики» можно назвать бесплатным для владельца аналогом контекстной рекламы без сопутствующей отметки, говорит директор по технологиям Media Direction Group Александр Папков. Они позволяют «Яндексу» с максимальной конверсией «накачивать» свои сервисы и услуги новой аудиторией с флагманского продукта — поиска, поясняет он. В случае отсутствия контроля со стороны общественных организаций и ФАС, полагает господин Папков, любая отрасль может столкнуться с ситуацией, с которой уже столкнулись таксопарки, «ставшие по факту низкомаржинальными подрядчиками IT-гигантов».

Дмитрий Шестоперов, Валерия Лебедева

Источник