Власти предлагают субсидировать терминал ОТЭКО для увеличения экспорта угля
Уголь толкают к Черному морю
Правительство предложило целевым образом субсидировать терминал ОТЭКО Мишеля Литвака в Тамани, чтобы увеличить через него перевалку угля на экспорт. Субсидии для снижения кредитной нагрузки терминала позволят снизить ставку перевалки до $8 на тонну и увеличить отгрузки на 25 млн тонн в год, говорится в проекте доклада президенту РФ, подготовленном Минэнерго. Кроме того, предложено увеличить размер скидки к железнодорожному тарифу до 42,7% с нынешних 12,8%, а также заморозить тарифы «Росморпорта».
Господдержка портового проекта «Тамань» группы компаний ОТЭКО Мишеля Литвака поможет увеличить экспорт угля, говорится в проекте доклада правительства президенту РФ Владимиру Путину. Документ подготовлен по итогам совещания по развитию транспорта 7 мая. Ответственным по предоставлению предложений к 15 июня по созданию механизма стимулирования перевозок угля на экспорт через порты юга и северо-Запада значится премьер Михаил Мишустин.
Так, предлагается субсидировать процентную ставку и пролонгировать кредиты для проекта ОТЭКО. В результате, как ожидается, ставка перевалки угля снизится с $14 до $8 за тонну, до уровня на терминалах в Усть-Луге и Мурманске. Это позволит дополнительно увеличить объем поставок угля на экспорт до 25 млн тонн, получить дополнительную выручку угольным компаниям, ОАО РЖД и железнодорожным операторам увеличить поступление платежей в бюджет РФ, говорится в документе.
Кроме того, предлагается дать скидку к тарифу на железнодорожные перевозки угля.
Поскольку уголь относится к первому тарифному классу (самому дешевому), сейчас ОАО РЖД не имеет права давать на его перевозку скидку более 12,8%. Однако в докладе предлагается «в условиях кризисной экономической и рыночной конъюнктуры» сблизить условия применения тарифного коридора к экспортным поставкам угля с условиями, действующими для более дорогих перевозок (грузов второго и третьего классов), увеличив максимальную возможную скидку до 42,7%. При этом ОАО РЖД уже неоднократно сомневалось в эффективности даже действующих преференций для угля, а топ-менеджеры компании указывали, что сейчас перевозки угля для монополии убыточны.
В ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что соответствующих предложений не видели. В настоящее время компания уже предоставила тарифные преференции для перевозок угля по альтернативным направлениям на максимальном уровне — как с точки зрения установленных регулятором правил, так и с точки зрения экономической целесообразности, заключили в монополии.
Также в документе речь идет о введении моратория до 2022 года на индексацию портовых сборов и плату за аренду недвижимого имущества ФГУП «Росморпорт».
В Минтрансе “Ъ” сообщили, что предложения об увеличении скидки на перевозку угля Минтрансом не обсуждались. Идея о введении моратория до 2022 года на индексацию портовых сборов, взимаемых в российских морских портах, а также на индексацию платы за аренду недвижимого имущества ФГУП «Росморпорт» министерством не поддерживается. Решения о выделении указанных субсидий ОТЭКО не принимались, заключили в Минтрансе.
“Ъ” направил запрос в ФАС. В Минэнерго “Ъ” не ответили.
Сегодня цена угля на европейском рынке составляет $53 на тонну, говорит Максим Худалов из АКРА. Стоимость погрузки в $14 на тонну и железнодорожный тариф до порта в $25–28 оставляют угольщикам $11–15 на тонну — это меньше, чем себестоимость добычи угля подземным способом на большинстве российских шахт. Максим Худалов отмечает, что даже снижение стоимости перевалки до $8 может оказаться недостаточным в свете волатильности цен на уголь в европейском регионе и рисков полного отказа европейских стран (кроме Польши) от угольной генерации.
В этой связи снижение тарифов и на железнодорожную перевозку, и на перевалку в портах — единственный путь по недопущению дальнейшего снижения добычи угля, которое уже достигло 8% за январь—июль, говорит эксперт.
В проекте предложений напоминается, что экспорт угля в 2019 году составил 221 млн тонн, из которых 67,5 млн тонн — через порты северо-запада и юга. За январь—май экспорт на этом направлении снизился на 0,7 млн тонн, до 27,2 млн тонн. Для сохранения перевозок уже был принят ряд мер: ОАО РЖД предоставило скидку в 12,8%, а также было заключено дополнительное соглашение между монополией и Кемеровской областью с указанием прогноза погрузки угля на экспорт из Кузбасса в 2020 году в восточном и западном направлениях.
Российская угольная отрасль может столкнуться с самым серьезным за последние 20 лет кризисом
Призывы увеличить скидки на западном и южном направлениях для выравнивания тарифов с перегруженным восточным звучат с весны. В марте ФАС предлагала дать ОАО РЖД возможность предоставлять скидки до 99% (см. “Ъ” от 24 марта), позже цифра была скорректирована до 16–55% (см. “Ъ” от 29 апреля). Против предложений выступало ОАО РЖД, ссылаясь на возникновение необоснованных ожиданий на рынке (см. “Ъ” от 17 апреля).
В монополии отмечали, что введенная скидка в 12,8% уже позволяет в условиях девальвации и падения ставок оперирования осуществлять поставки на запад вместо востока.
В конце мая о необходимости увеличения скидки на перевозку экспортного угля к портам северо-запада до 50% заявила рабочая группа Госсовета по энергетике (см. “Ъ” от 26 мая). Тогда ее глава губернатор Кузбасса Сергей Цивилев отмечал, что ныне действующих скидок на нерентабельных направлениях недостаточно, и указывал на убытки компаний из-за падения цен на уголь. Господин Цивилев подчеркивал, что без господдержки ситуацию не исправить. В свою очередь, в начале июля заместитель главы ОАО РЖД Алексей Шило отмечал, что скидки на перевозку угля в порты юга способствуют увеличению погрузки, в то время как на северо-западном направлении аналогичные меры неэффективны. Топ-менеджер не исключал отмены скидки, если объемы продолжат падать.
В интервью “Ъ” 4 августа первый заместитель главы ОАО РЖД Вадим Михайлов говорил, что из-за снижения цен на уголь объем перевозок на северо-запад упал на 26%, на юг — на 7,2% при росте перевозок на восток — на 3%.