Минэнерго подготовило стратегию развития отрасли | Новости автомобильной индустрии

Минэнерго подготовило стратегию развития отрасли

Минэнерго подготовило стратегию развития отрасли

Электросети тянут на 15 лет

Проект стратегии развития электросетевого комплекса РФ до 2035 года, с которым ознакомился “Ъ”, предполагает снижение перекрестного субсидирования в отрасли за следующие 15 лет на 60%, до 100 млрд руб. Аналитики считают план весьма оптимистичным, поскольку он предполагает существенный рост цен для населения. Другие спорные и пока не одобренные правительством инициативы, дифференциация тарифа магистральных сетей и введение оплаты сетевого резерва мощности, вызывают критику уже промышленных потребителей.

“Ъ” удалось ознакомиться с финальной версией проекта новой стратегии развития электросетевого комплекса России до 2035 года. Документ проходит процедуру согласования, сейчас он готовится к рассмотрению и утверждению на общественном совете Минэнерго, сообщили “Ъ” в министерстве. Общественный совет должен проголосовать до конца августа, затем проект будет внесен в правительство, отмечают собеседники “Ъ”, знакомые с ходом процедуры.

Документ предполагает резкое сокращение объемов перекрестного субсидирования (дополнительные платежи бизнеса для снижения тарифов населения) с нынешних 239 млрд руб. до 100 млрд руб. в 2035 году. Как именно это будет достигнуто, ясно не говорится. Без увеличения тарифов для населения до экономически обоснованного уровня сокращение «перекрестки» маловероятно, но рост платежей более чем на 10% сверх инфляции станет серьезным социальным раздражителем, отмечает партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев.

В «Совете рынка» (регулятор энергорынков) считают эффективными инструментами сокращения «перекрестки» дифференциацию тарифов по объему потребления, а также адресную поддержку субсидируемых групп.

Параллельно, согласно проекту, будет продолжена консолидация частных мелких территориальных сетевых организаций (ТСО). Главным бенефициаром этого процесса на рынке считают госхолдинг «Россети». С 2015 года количество ТСО в стране уже сократилось на 47% — до 1,7 тыс. Согласно проекту стратегии, в 2025 году в РФ останется 1,2 тыс. ТСО, а в 2035-м — уже не более 700. Чтобы сократить число ТСО, планируется усилить требования к качеству и надежности электроснабжения, а также внедрить сравнительный анализ затрат при тарифном регулировании.

В «Россетях» сообщили “Ъ”, что в 2019 году холдинг реализовал крупные проекты по консолидации в Ижевске, Туле, Волгограде, Воронеже и Улан-Удэ, всего было приобретено 5,6 МВА трансформаторной мощности, принято в аренду 24,8 МВА. Темпы и объемы консолидации зависят от набора факторов, включая экономическую эффективность сделок, отмечают в «Россетях».

Еще одна проблема отрасли — изношенные бесхозные электросетевые объекты, их число планируется сократить до минимального уровня. Однако у сетевых компаний нет «свободных финансовых ресурсов» для консолидации, отмечается в проекте стратегии. По оценкам «Россетей», в стране более 20,6 тыс. бесхозных объектов (5 тыс. уже переведены на баланс «Россетей»), уровень потерь энергии в таких сетях достигает 60%. Сетевые компании также займутся консолидацией активов садоводческих товариществ, которые будут добровольно и безвозмездно передавать сетевые активы на баланс консолидатора. Необходимые нормативные акты будут разработаны до 2023 года.

Проект стратегии содержит и самые спорные инициативы Минэнерго, которые еще обсуждаются в правительстве. Так, из документа следует, что в 2025 году уже будет действовать механизм дифференциации тарифа ФСК (входит в «Россети», управляет магистральными электросетями), а также появится дополнительная плата за неиспользуемую электросетевую мощность.

Бизнес критикует документ, ожидая роста тарифов. «Это разрозненный и нередко противоречивый набор идей о том, чем государство, экономика и общество в ближайшие годы будут обязаны электросетевому комплексу»,— заявили “Ъ” в «Сообществе потребителей энергии» (объединяет промышленных потребителей электроэнергии). Там считают, что содержащиеся в проекте стратегии «заявления о содействии развитию страны и достижению национальных целей — не более чем декларация, поскольку они, согласно проекту, непременно должны сопровождаться наращиванием тарифной нагрузки».

Полина Смертина

Источник