К концу лета посетителей в заведениях общепита стало меньше
Рестораторы сели на диету
К концу лета крупные ресторанные сети Москвы недосчитались от 15% до 20% посетителей. Одной из ожидаемых причин сложившейся ситуации стали рекомендации Роспотребнадзора по работе точек общепита после снятия введенных из-за пандемии ограничений. Ведомство, по сути, ограничило количество посадочных мест в кафе и ресторанах. Еще один фактор падения трафика — до сих пор сохраняющийся удаленный формат работы большинства офисных сотрудников, обеспечивавших днем значительную часть выручки кафе и ресторанов.
Около 8% москвичей, опрошенных в середине августа этого года ресторанной сетью «Якитория», в целях экономии отказались от походов в заведения общепита. Около 30% стали реже посещать кафе и рестораны, еще 17% респондентов переключились на доставку еды. Около 50% опрошенных заявили, что ходят в заведения общепита в привычном режиме, и только 10% делают это чаще обычного, говорится в исследовании. Тем не менее, сообщили “Ъ” в «Якитории», в целом по сети в августе этого года по сравнению с тем же периодом 2019 года трафик упал минимум на 15%.
Похожую цифру называют и в ГК «Шоколадница» (управляет одноименными кофейнями, а также сетями «Кофе Хауз» и «Ваби Саби»): у группы трафик сократился примерно на 20% год к году. В «Шоколаднице» объясняют это рекомендациями Роспотребнадзора по работе заведений общепита после снятия режима самоизоляции, что уменьшило число посадочных мест.
При этом страх заболеть коронавирусом не является причиной отказа от посещения ресторанов и кафе: свыше 90% опрошенных «Якиторией» респондентов считают более опасной поездку в общественном транспорте или посещение офиса.
Впрочем, представитель сети Ribambelle говорит, что из-за опасений перед вирусом некоторые потребители стали чаще заказывать кейтеринг для личных праздников, хотя раньше они отмечались в ресторанах.
Еще одна причина падения трафика — продолжившаяся и после снятия в Москве режима самоизоляции удаленная работа офисных сотрудников, обедавших ранее в кафе и ресторанах, отмечают в «Шоколаднице». Поэтому, добавляют в компании, в заведениях в спальных районах показатели по трафику выше относительно точек в центре. По данным «Якитории», сейчас более 60% посещений приходится на точки общепита в спальных районах. Это новый тренд, который до пандемии не был так четко выражен. Владелец сети «Теремок» Михаил Гончаров подтверждает, что в его заведениях в центре города продажи упали на 40%.
Ресторанов становится меньше
О сокращении трафика в заведениях общепита в центре города и крупных торгцентрах сообщает и президент «Росинтер ресторантс» (управляет сетями «IL Патио», «Планета суши», «Шикари», TGI Fridays) Маргарита Костеева. Господин Гончаров ожидает возвращения трафика в торгцентры только после того, как там будет восстановлен сегмент развлечений. Самой сложной остается ситуация в точках, расположенных на вокзалах и аэропортах, особенно в зонах международных вылетов, добавляет госпожа Костеева.
В гастромаркетах StrEat, по словам основателя сети Максима Попова, в августе посещаемость снизилась до 70% год к году.
По его мнению, дополнительным фактором сокращения трафика стал массовый перенос москвичами из-за пандемии своих отпусков с июня на конец лета. Владеющая ресторанными брендами «Простые вещи» и Cheese Connection Ирина Ходзинская заметила начало существенного падения трафика с момента открытия полетов на курорты Турции. В Ribambelle уверены, что падение могло быть еще глубже, если бы до сих пор не оставались закрытыми границы основных туристических стран.
Гастромаркеты потянуло к жилью
Сокращение трафика ожидаемо приводит к снижению оборотов рестораторов. В сегменте fast-casual этот показатель остается на уровне 80% от докризисного периода, говорит Михаил Гончаров. Падение трафика в ресторанах и кафе меняет и структуру арендаторов стрит-ритейла. По данным Knight Frank, по итогам первого полугодия на пешеходных улицах Москвы доля операторов общепита по сравнению с тем же периодом 2019 года снизилась на 6 процентных пунктов — до 48%.