Кредиты от ЕС: Украина падает в долговую яму | Новости автомобильной индустрии

Кредиты от ЕС: Украина падает в долговую яму

Кредиты от ЕС: Украина падает в долговую яму

Иллюстрация: ria.ru

25 августа Верховная Рада Украины большинством голосов одобрила ратификацию меморандума о кредите от Европейского Союза в обмен на реформы в стране. Законопроект № 0063 «О ратификации меморандума о взаимопонимании между Украиной как заемщиком и Европейским Союзом как кредитором и кредитного соглашения между Украиной как заемщиком и Национальным банком Украины как агентом заемщика и Европейским Союзом как кредитором (относительно получения Украиной макрофинансовой помощи Европейского Союза в сумме до 1,2 млрд евро)» получил поддержку 249 парламентариев. Ратификация подписанного в конце июля между Украиной и ЕС соглашения о кредите, который лишь усиливает внешнее управление страной, является весьма показательным для Киева шагом — новое ярмо на шее украинцев после Дня Независимости государства (отмечается 24 августа).

Согласно документу, сумма займа будет разделена на два равных транша — по 600 млн евро. Деньги могут быть направлены на балансирование бюджетного дефицита, а также поддержку структурных реформ. Срок кредита составляет 15 лет. Процентная ставка — плавающая, на первоначальном этапе она будет составлять 0,125% годовых, впоследствии предусмотрено увеличение до 2%.

Ожидается, что первый транш поступит в Киев уже в сентябре. Вторая часть кредита будет направлена в Киев лишь после выполнения ряда обязательств. В частности, Украина должна будет провести серьезное реформирование судебной системы (провести перезагрузку Высшей квалификационной комиссии судей Украины и создать Комиссию по вопросам добродетели и этики в судебной системе), провести авторизацию автономной системы электронного уголовного судопроизводства Национального антикоррупционного бюро Украины и Специализированной антикоррупционной прокуратуры, реформировать налоговую и таможенную администрации, ликвидировать Государственную фискальную службу, расширить полномочия частных исполнителей на требования до 100 тыс. грн. к любому должнику, передать централизованные закупки лекарственных средств, медицинских изделий и индивидуальных средств защиты госпредприятию «Медицинские закупки Украины» и прочее. Более того, данный меморандум предусматривает предоставление Еврокомиссии необходимой информации, которую она только потребует, а также допуск ЕС к контролю прозрачности конкурсов на госслужбу, аттестацию прокуроров на региональном и местном уровне.

Стоит отметить, что за принятие данного законопроекта в основной своей массе проголосовали именно депутаты провластной партии «Слуга народа». Фракции «Оппозиционной платформы — За жизнь», «Евросолидарности» (за исключением одного депутата Мустафы Джемилева) и «Батькивщины» не стали его поддерживать.

Эксперты EADaily считают, что, несмотря на относительно низкую кредитную ставку, ратификация очередного соглашения о займе у ЕС содержит ряд рисков для Украины.

Депутат Верховной Рады Украины от фракции «ОПЗЖ» Антонина Славицкая, которая в числе своих однопартийцев не поддержала данный законопроект, убеждена в том, что он вовлечет страну в еще более глубокую долговую яму.

«Если внимательно прочитать условия, которые выдвигают нам наши европейские партнеры для получения кредита, то можно увидеть, что там очень много интересного. Тут тебе и передача госпредприятий в управление наблюдательными советами, и ликвидация Государственной Фискальной системы, и контроль над судами со стороны международных институций, и многое другое. За нас даже решили то, кто и как станет покупать и реализовывать лекарственные средства на территории Украины», — обратила внимание депутат.

Славицкая отметила, что вся история с новым кредитным займом от ЕС напоминает ей сказку о Золушке.

«А точнее, диалог Золушки и ее мачехи, когда мачеха перечисляет все, что должна сделать падчерица: посадить розовые кусты, перебрать крупу, намолоть кофе, вычистить очаг и всю кухонную утварь, и за все это ей позволят максимум заглянуть в окна дворца. Не выйти замуж на принца и стать будущей королевой, а оставаться бедной родственницей, подглядывающей за чужим праздником жизни. Знаете, я не хочу, чтобы Украина всю жизнь была падчерицей. И не хочу, чтобы заокеанская мачеха указывала ей, как избирать судей, кого ставить во главе предприятий и какие пить таблетки. Тем более, за то ничтожное вознаграждение, которое нам предлагают. И которое, обрастая процентами, ляжет бременем на плечи наших же детей. Нет, я не хочу ни огромных долгов в дополнение ко всем уже оформленным кредитам, ни постоянного, назойливого и беспардонного вмешательства в дела моей страны», — заверила она.

Депутат Верховной Рады Украины вспомнила, что буквально за день до принятия данного законопроекта страна отмечала 29-летие Независимости.

«Наша Украина — уже достаточно „взрослая“, чтобы постоянно быть управляемой из Брюсселя или Вашингтона. Я — за подлинный суверенитет, а не его имитацию», — подытожила она.

Украинский политический и экономический эксперт Валерий Клочок, в свою очередь, добавил, что на протяжении почти 29 лет Украина находится в долговой яме — первый кредит был предоставлен Международным Валютным Фондом еще на заре независимости (он был в размере менее $ 1 млрд и получен в полном объеме).

«Далее Украина стала полигоном для испытаний неолиберальных реформ, которые нам фактически навязывал Евразийский союз. Исходя из позиции, в которой Украина находилась, действительно мы имели все шансы не пользоваться кредитами, а развивать свою экономику, но украинская власть постоянно накапливала долги. Нынешнее голосование по двум ратификациям касательно сотрудничества с ЕС, который даст два транша по 600 млн евро, и Европейским инвестиционным банком еще на 500 тыс. евро, это не настолько великая сумма, как бы это прискорбно не звучало, по сравнению с долгом, который Украина имеет уже», — сказал он.

Клочок напомнил, что общая сумма государственного долга составляет 850 млрд евро, а гарантированного государством долга — более 120 млрд. Другими словами, пояснил он, только государственный долг Украины равен 2,5 годовых бюджетов страны. Также эксперт обратил внимание на то, что первое время кредитные условия не были такими жесткими — начиная уже с 2008 года, когда МВФ уже прижился в Украине, они становятся все жестче.

«Последние два меморандума, которые были подписаны при бывшем главе Кабмина Владимире Гройсмане и нынешнем Денисе Шмыгале, содержат достаточно серьезные требования касательно повышения тарифов, увеличения цены на газ, создания целой сети органов, которые должны были бы способствовать борьбе с коррупцией. Но на самом деле за последние 6 лет, когда у нас появились САП и НАБУ, не было получено колоссальных результатов их работы. Другими словами, это такие реформы, которые как бы и призваны служить тому, чтобы уменьшалась кредитная нагрузка в Украине путем уменьшения коррупции, но на деле они не работают. Точно так же это касается последних двух кредитов от ЕС и Европейского инвестиционного банка. К примеру, они предусматривают требования изменения правил назначения судей. Но вместе с тем эта основа навряд ли решит проблему государственного долга, так как это зависит от суммы номинального долга, а она у нас достаточно большая», — пояснил он.

Что касается экономических условий обеспечения государственного долга, обратил внимание эксперт, и тут есть некоторые опасности.

«С одной стороны, действительно по сравнению с той же Японией, у нас уровень госдолга небольшой по отношению к внутреннему валовому продукту. Но у нас уровень внутреннего валового продукта крайне маленький. Для понимания ситуации — он у нас составляет, по подсчетам мирового банка, порядка $ 125 млрд. Это очень мало. А сумма государственного долга — 60% от ВВП. По сравнению с другими странами не так много. Но если говорить о золотовалютных резервах, а у нас их много (порядка $ 28 млрд), поэтому они позволяют обслуживать государственный долг. И если смотреть на график выплаты долга, то этих денег в принципе достаточно, чтобы погашать долговые обязательства. Получается, что дефолт Украине не грозит, и мы можем выполнять обязательства. Но дело в том, что если сравнивать сумму долга, которую мы выплачиваем из государственного бюджета на погашение основной задолженности и обслуживание кредита, (как пример, в национальной валюте государственный бюджет равен порядка 1 триллиона гривен, а сам госдолг и его обслуживание занимают почти 50% — 450 млрд гривен), то возникает вопрос, а за счет чего Украина будет развиваться, если нужно выплачивать зарплаты сотрудникам бюджетных сфер, пенсии, закладывать деньги на обороноспособность, госбезопасность и прочее. Получается, что у нас ничего не остается. Более того, последние изменения, которые были утверждены Верховной Радой Украины в апреле текущего года ввиду пандемии коронавируса (доходная часть была сокращена на 120 млрд гривен, то есть на более 10% от годового бюджета), то в данном случае возникают сомнения, что в перспективе Украина сможет выполнять долговые обязательства», — подчеркнул он.

Более того, подчеркнул Клочок, совершенно непонятно, за счет чего Украина будет уходить от долга.

«Украинский Минфин разработал стратегию обслуживания госдолга, согласно которой Украина будет больше одалживать на внутреннем рынке через облигации внутреннего займа и меньше на внешнем рынке. Правильная стратегия должна была заключаться в том, чтобы уменьшать госдолг, к примеру, на 10% в год. Если говорить откровенно, ЕС и кредитные учреждения, которые одалживали Украине деньги, не ставят в приоритет реформы, которые бы способствовали экономическому развитию страны и выходу из долговой ямы. Наоборот, реформы, о которых идет речь, они ставят только в зависимость Украину», — подытожил он.

Эксперт «Украинской фабрики мысли» Юрий Гаврилечко подчеркивает, что говорить о том, что данное соглашение равнозначно макрофинансовой помощи от ЕС, неверно.

«Никто никакой помощи не получает и не дает. ЕС, в лице Еврокомиссии, как кредитор, предоставляет Украине, в лице Кабинета Министров Украины, как заемщика посредством Национального банка Украины, как агента заемщика, кредит сроком на 15 лет в сумме 1,2 млрд евро примерно под 2,1−2,5% годовых. Получение второй половины кредита зависит от продолжения сотрудничества с МВФ», — пояснил он.

В то же время, обращает внимание эксперт, обязательства Украины, которые не относятся напрямую к возврату кредитных ресурсов и выплат процентов по ним, на самом деле свидетельствуют лишь о слабой позиции переговорщиков с украинской стороны — особенно если учесть, что Украина обращалась за кредитом «под соусом» борьбы с эпидемией коронавируса, что отражено в сопроводительных документах к принятому законопроекту 0063 от 12 августа 2020 года.

Гаврилечко считает, что за 15 лет Украине удастся погасить взятый у ЕС кредит ввиду низкой ставки его обслуживания, впрочем, загадывать на такой длительный срок неблагоразумно.

Эксперт «Украинской фабрики мысли» добавил, что Украина с октября 2015 года живет в состоянии дефолта — возвращать старые долги без новых займов страна не в силах.

«Мы уже пятилетку живем в дефолте и не замечаем», — резюмировал он.

Украинский политический аналитик Александр Мусиенко и вовсе считает туманной ситуацию, которая сложилась в Украине.

«Ситуация, которая происходила в парламенте во время последнего сессионного заседания, выглядела как минимум странной. С одной стороны, представители руководящей фракции „Слуги народа“, правительства и сам президент говорили о том, что в украинской экономике есть предпосылки для того, что поднять минимальную зарплату, и экономика развивается якобы эффективно. И минимальную зарплату в Украине повысили, несмотря на то, что это создает дополнительную налоговую и фискальную нагрузку на малый и средний бизнес, который и так пострадал очень сильно во время пандемии коронавируса, а также не получил от государства предусмотренных компенсаторных механизмов, как это было в США и ЕС. С другой стороны, правительством было представлено соглашение о кредитном займе со стороны ЕС, который очень нужен для экономики, по версии депутатов. Так возникает вопрос: а в украинской экономике все так хорошо, что можно повысить зарплату, или на самом деле все так плохо, что нужны кредиты, и повышение минимальной зарплаты — это всего лишь популистское решение накануне местных выборов?» — акцентировал внимание он.

Мусиенко также признал, что в последнее время МВФ и другие доноры диктуют Украине как заемщику реформы в сфере политики, которые важны именно для международных организаций.

«Если Украина хочет получить деньги, она должна выполнить определенные условия, причем не самые благоприятные. Но самое важное — мы сначала должны выйти на реалистичность, объективность и откровенность власти, чтобы она ответила, насколько ситуация в экономике угрожающая, чтобы понимать, что нас ждет после этих кредитов, какие условия наш ждут», — добавил он.

Эксперт убежден: если Украина согласилась на самые невыгодные для нее условия, чтобы получить кредит, значит, ситуация в экономике не самая лучшая.

Бравады действующей украинской власти о том, что ситуация в экономике постепенно улучшается, разбиваются о новые кредитные займы от Евросоюза. Учитывая, что Украина обменяла право самим контролировать свою же судебную систему, прокуратуру, Таможенную и Налоговую службы, работу предприятий и даже закупку лекарственных препаратов и медицинского оборудования (хозяева в стране отныне иностранцы!) на очередной кредит в 1,2 млн евро, ситуация в стране действительно удручающая.

Источник