Наталья Скорлыгина о привычке Минска к смене направлений экспорта | Новости автомобильной индустрии

Наталья Скорлыгина о привычке Минска к смене направлений экспорта

Наталья Скорлыгина о привычке Минска к смене направлений экспорта

Белоруссия хлопнула окном в Литву

На прошлой неделе президент Белоруссии Александр Лукашенко нашел чем ответить Польше и Литве, грозившим ему ужесточением санкций. Он пообещал забрать белорусские грузы из литовских портов и перекрыть для товаров, происходящих из этих стран, транзит через территорию Белоруссии в Россию и далее в Китай. «Зажрались»,— емко констатировал он.

Литовские портовики и экономические власти вежливо занервничали, ни малейшим жестом не выдав сомнений в серьезности намерений Александра Лукашенко. Безусловно, балтийские страны зависят от белорусского грузопотока — особенно после того, как из их портов ушли российские грузы,— а Литва фактически живет экспортом белорусского калия и нефтепродуктов.

Но у литовских транзитеров было немало времени, чтобы выработать железную выдержку при работе с неспокойным партнером. Белоруссия уже неоднократно угрожала «забрать свой экспорт из Литвы» — последний раз в 2018 году на фоне конфликта с Вильнюсом вокруг Белорусской АЭС, и тогда речь шла о переключении грузопотоков на порты Латвии. Вильнюс со своей непримиримой позиции по БелАЭС так и не сошел, что не помешало странам развивать экономические отношения, а белорусским грузам отправляться через Клайпеду.

В октябре 2019 года администрация порта и правительство Литвы даже объявили об инвестициях в его расширение под белорусский экспорт, в том числе путем проведения дорогостоящих дноуглубительных работ и увеличения площади терминалов. Более того, Литва предложила Белоруссии после нефтяного конфликта с Россией содействие в диверсификации поставок энергоресурсов, и за прошедшие месяцы порт Клайпеды принял для Минска несколько партий нефти из Норвегии, США и Саудовской Аравии.

Есть ли у Белоруссии сейчас реальные шансы выполнить угрозы? С тех пор как Латвия поддержала позицию Литвы по БелАЭС и присоединилась к «балтийскому бойкоту», ее, видимо, можно из уравнения исключить. Другой осмысленный вариант перенаправления грузопотоков — на Россию. Но пока это не удавалось, несмотря на все усилия Москвы.

Осенью 2016 года ОАО РЖД ввело скидку в 25% на перевозку нефтепродуктов с белорусских НПЗ в порты России, а в марте 2017 года увеличило ее до 50%. Но успехом эти действия не увенчались: Белоруссия продолжила возить нефтепродукты через балтийские страны. Объяснялось это как длинным плечом и относительно дорогой перевалкой в Усть-Луге, так и небезосновательными сомнениями стороны в том, что, перестроив логистические схемы, Минск не столкнется с внезапным кризисом при охлаждении отношений с Москвой. Учитывая сложную предысторию, едва ли можно полностью исключать такой сценарий даже теперь.

Источник