Новый закон запретил иностранный алкоголь в России
Отсутствие разъяснений, как правильно трактовать нормы закона о виноделии, вступившего в силу 26 июня, заставило российские розничные сети отказаться от закупок части зарубежных вин и коньяков. В частности, с проблемами столкнулся производитель армянского «Арарата».
Российские магазины начали отказывать поставщикам импортного алкоголя в приеме части продукции из-за нового закона «О виноградарстве и виноделии в РФ». Проблемой они называют отсутствие трактовки его нормы, которая требует указывать на бутылке место происхождения и год урожая винограда. Технологии изготовления коньяков и многих вин часто не позволяют выполнить это условие.
Положение о маркировке не учитывает специфику процессах производства: коньяк делается с помощью купажа дистиллятов различной выдержки, и технология предусматривает возможность изменять перечень дистиллятов для разных партий одного бренда. Шампанское может предполагать смесь разных винтажей, и эта информация нередко держится производителем в секрете. В некоторых столовых винах смешаны виноматериалы из разных регионов.
«Основные сложности связаны с винами, но и коньяки не стали исключением», — признает гендиректор группы Simple , одного из крупнейших оптовых поставщиков алкоголя в Россию Максим Каширин.
Ранее вице-премьер Армении Мгер Григорян сообщил о проблемах армянских алкогольных производителей из-за вступления в силу российского закона. По информации Григоряна, с отказами в поставках продукции столкнулись производители плодовых вин и коньяков, в частности Ереванский коньячный завод — производитель коньяка «Арарат». По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, за первое полугодие 2020 года из импортированных в России 16,8 млн литров коньяка и бренди на поставки из Армении пришлось 11 млн литров.
Минфин в письме от 11 августа пояснял, что требования закона в части маркировки не распространяются на коньяки, так как они производятся не из винограда, а из продукта его переработки — коньячного дистиллята. Но, поскольку орган власти, отвечающий за реализацию закона о виноделии, не определен правительством, комментариям и пояснениям участники рынка не верят, отказываясь от закупок.
Минпромторг сообщил, что не получал документов, связанных с отказами в приеме импортного алкоголя. В Росалкогольрегулировании сказали, что вопросы государственной политики находятся в ведении Минфина. В Минфине и Минсельхозе не ответили на запросы РБК.
«Проблема актуальна для всех производителей и всех напитков, изготовленных из винограда, где происходит купажирование виноматериалов или дистиллятов, приготовленных из разных сортов винограда или разных годов урожая. А если это происходит в течение 15 или 20 лет, то для производителя это практически нерешаемая задача», — заявил РБК представитель одного из крупнейших российских ритейлеров.
Представители крупнейших мировых винных и коньячных производств — LVMH (Hennessy, Moet & Chandon, Veuve Clicquot), Remy Cointreau (Remy Martin), Beam Suntory (Courvoisier) пока воздерживаются от комментариев.