«Мирогрупп» хочет развивать свои элеваторы | Новости автомобильной индустрии

«Мирогрупп» хочет развивать свои элеваторы

«Мирогрупп» хочет развивать свои элеваторы

Трейдеры придержат зерно

Второй российский экспортер зерна «Мирогрупп», среди бенефициаров которого ВТБ, планирует создание собственных элеваторных мощностей. Компания рассматривает возможность покупки четырех элеваторов, на что может потратить до 1 млрд руб., и строительство объектов с нуля. Некоторые участники рынка считают, что своя инфраструктура позволит лучше контролировать отгрузки и экономить на логистике, но эксперты считают более оптимальным хранение зерна на сторонних элеваторах.

Один из крупнейших экспортеров зерна «Мирогрупп» рассматривает возможность покупки четырех элеваторов в Ставропольском и Краснодарском краях, а также в Воронежской области. Об этом рассказал источник “Ъ”, близкий к компании. По его словам, в числе активов — Аннинский элеватор вместимостью 210 тыс. тонн (принадлежит Московскому индустриальному банку) и Ипатовский элеватор емкостью 195,1 тыс. тонн (входит в холдинг Louis Dreyfus). Потенциальные инвестиции в «Мирогрупп» оценивают до 1 млрд руб., уточнил собеседник “Ъ”. О планах компании по развитию элеваторной инфраструктуры говорится и в профиле «Мирогрупп» на портале Headhunter. В конце августа там появилась вакансия директора по строительству, которому предстоит заниматься этим вопросом.

«Мирогрупп» входит в «Деметра-холдинг», более 50% которого принадлежит ВТБ, остальное — у «Агроновы» Таймураза Боллоева и Marathon Group Александра Винокурова и Сергея Захарова. По данным «Русагротранса», в прошлом сезоне «Мирогрупп» отгрузила 3,71 млн тонн зерна, уступив по этому показателю только ТД «Риф» (5,35 млн тонн). Весь экспорт зерна из РФ без учета ЕАЭС был около 41 млн тонн.

«Деметра-холдинг» рассматривает разные варианты повышения эффективности и скорости поставок, в том числе создание современных элеваторов, заявил представитель компании. Сделки там не комментируют, отмечая, что смотрят на разные возможности на рынке. В Московском индустриальном банке на вопросы “Ъ” не ответили. В российском офисе Louis Dreyfus от комментариев отказались.

Гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко говорит, что собственные элеваторные мощности позволяют трейдеру формировать партии с заданными параметрами качества, а также дают возможность накапливать стоки для их продажи в периоды роста цен. В Объединенной зерновой компании (ОЗК) добавляют, что своя инфраструктура также позволяет оптимизировать стоимость логистики за счет повышения эффективности, автоматизации и синхронизации процессов. По словам представителя компании, ведущие глобальные трейдеры заполняют свои мощности собственным зерном не менее чем на 60%.

Но директор «Совэкона» Андрей Сизов отмечает, что последние десять лет на рынке РФ наблюдался обратный тренд: экспортеры избавлялись от хранительных мощностей, закупая зерно на условиях CPT (продавец доставляет груз к месту назначения), либо пользуясь услугами одобренных элеваторов. По его словам, нехватки таких предприятий в России нет, а строительство нового объекта — затяжной проект, который будет долго окупаться. Так, инвестиции в постройку элеватора емкостью 100 тыс. тонн могут быть на уровне $10 млн, указывает эксперт. С другой стороны, отмечает господин Сизов, хранение зерна на стороннем элеваторе стоит 50–80 руб. за тонну в месяц без учета услуг приемки и отгрузки.

По словам источника “Ъ”, «Мирогрупп» рассматривает создание элеваторной инфраструктуры в том числе для запуска маршрутных поездов. В этом случае состав с зерном не останавливается по пути в порт для дозагрузки, а курсирует от элеватора до места выгрузки и обратно, поясняет Андрей Сизов. По его словам, это позволит повысить оборачиваемость зерна и лучше контролировать качество груза, но пока в России подобные проекты реализовать не удалось. Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько добавляет, что такие составы в обозримой перспективе сможет принимать только Новороссийский комбинат хлебопродуктов, и в стране уже есть элеваторы, которые отправляют зерно таким способом. «Возникает вопрос, будут ли и когда будут дополнительно востребованы подобные услуги»,— отмечает он.

Анатолий Костырев

Источник