Западные интернет-магазины борются с наплывом фейковых отзывов
Продажных покупателей выводят на чистую воду
В начале сентября ведущий мировой интернет-ритейлер Amazon удалил около 20 тыс. отзывов на продающиеся у него товары, выяснив, что отзывы некоторых активных обозревателей являются проплаченными. С проблемой наплыва фейковых отзывов столкнулись и такие ритейлеры, как eBay и Walmart. Помимо самих компаний бороться с фейками в последнее время активно начали регуляторы США и Великобритании.
В начале сентября стало известно, что интернет-ритейлер Amazon провел масштабную операцию по удалению предвзятых и недостоверных отзывов на продающиеся у него товары. По данным Financial Times, Amazon удалил около 20 тыс. отзывов, написанных 7 из 10 британских топ-обозревателей товаров. Издание сообщает, что за хвалебные отзывы и высокие оценки обозреватели получали вознаграждение. Один из таких топ-обозревателей только в августе написал отзывы и поставил оценки товарам на общую сумму около £15 тыс.— смартфоны, электросамокаты, товары для спорта и т. д. При этом он ставил высшую оценку (пять звезд на Amazon) в среднем раз в четыре часа.
Такие товары в основном принадлежали малоизвестным китайским брендам, которые предлагали обозревателям продукцию бесплатно в обмен на позитивные отзывы и оценки. Только с июня вышеупомянутый обозреватель заработал около £20 тыс., продавая подаренные ему товары на eBay.
Сама компания Amazon заявила, что весьма серьезно относится к действиям, которые вводят в заблуждение ее клиентов. «Мы хотим, чтобы клиенты Amazon выбирали и покупали товары, будучи уверенными в том, что обзоры и отзывы, которые они читают, являются достоверными»,— сообщила компания, добавив, что при выявлении нарушений подобного рода она блокирует аккаунты пользователей и подает на них в суд.
По данным телеканала CNBC, в условиях резкого роста интернет-продаж во время карантина количество фейковых отзывов на товары выросло не только на Amazon, но и в интернет-магазине розничной сети Walmart и на интернет-аукционе eBay. Эксперты называют сразу несколько источников таких фейковых отзывов — это и проплаченные топ-обозреватели, и обычные покупатели, которым компании дарят подарки и вознаграждения, и программы-боты. В конце июля исследователи Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) и Университета Южной Калифорнии опубликовали результаты расследования, в ходе которого они выявили на Faceboook и других сайтах закрытые группы, где можно было покупать и продавать фальшивые отзывы на товары с Amazon.
Согласно результатам расследования BBC, всплеск интернет-торговли привел к тому, что многие добросовестные независимые производители и продавцы стали целью фейковых негативных отзывов и оценок, которые снижали общий рейтинг их товаров. В результате все это вызывало падение продаж.
Наплыв фейковых отзывов, рекомендаций и оценок привлек внимание не только компаний. В июле Федеральная комиссия США по торговле (FTC) оштрафовала онлайн-агрегатор финансовых продуктов LendEDU, на котором сравниваются такие услуги, как потребительские и учебные кредиты, кредитные карты и т. д. Регуляторы пришли к выводу, что на агрегаторе существовала практика покупки рейтингов тех или иных продуктов и услуг, а также публиковались обзоры, написанные проплаченными или фейковыми авторами. «LendEDU заявлял своим потребителям, что его рейтинги финансовых продуктов и услуг основаны на объективной и непредвзятой информации о качестве этих продуктов и услуг. Но в действительности LendEDU продавал места в рейтингах тем, кто предлагал за них большую сумму,— заявил директор управления FTC по защите прав потребителей Эндрю Смит.— Подобное искажение информации подрывает доверие потребителей». По результатам проведенного FTC расследования онлайн-агрегатор LendEDU был оштрафован на $350 тыс. и предупрежден о недопустимости подобной практики в будущем.
Как пандемия приучила покупателей к онлайн-покупкам
В свою очередь, британское Управление по конкуренции и рынкам (CMA) в настоящий момент проводит масштабное расследование, цель которого — выявить «подозрительные отзывы и обзоры — например, когда один и тот же человек оценивает без разбора самые разные товары и услуги», а также случаи, когда «бизнес манипулирует представлением обзоров на свои продукты или услуги — например, комбинируя позитивные отзывы на один товар с отзывами на другой товар», или когда система отзывов работает на сайте таким образом, что обозреватель получает деньги или другие вознаграждения за отзывы той или иной направленности.
«Большинство из нас читает отзывы на товары или услуги, которые хочет купить,— заявил глава CMA Андреа Косцелли.— Во время карантина мы зависимы от интернет-шопинга больше, чем когда-либо, поэтому очень важно, чтобы отзывы на товары в интернет-магазинах были реальными. Если кто-то принимает решение о покупке на основании фейковых или недостоверных отзывов, он попусту тратит деньги на товары или услуги, которые в реальности оказываются не такими».
CMA уточнило, что начало расследования не связано с подозрениями в адрес каких-либо конкретных сайтов или интернет-магазинов. Однако регулятор предупредил, что, если по итогам расследования выяснится, что на каких-либо интернет-ресурсах существовали подобные нарушения или злоупотребления, по отношению к нарушителям будут приняты строгие меры, в том числе судебные разбирательства.