Рынок деловых поездок может восстановиться на 80% к концу года
Командировки возвращаются из отпуска
Хотя по итогам второго квартала объем бронирований авиабилетов бизнес-туристами сократился почти на 90%, этот сегмент начал сравнительно быстро восстанавливаться. Участники рынка рассчитывают уже к концу года выйти на 60–80% бронирований от докризисных показателей. Полноценному восстановлению активности мешают сохраняющиеся ограничения на проведение деловых мероприятий и стремление бизнеса экономить на поездках сотрудников.
Во втором квартале 2020 года объем деловых поездок составил лишь 11% от аналогичного периода прошлого года. Такие данные в своем исследовании приводит «Аэроклуб». Пиковым падение оказалось в апреле, когда совершалось 2% от прошлогоднего объема командировок. Но с ослаблением ограничений в связи с пандемией COVID-19 их число начало резко расти.
Так, в мае объем бронирований увеличился на 54% относительно предыдущего месяца, а в июне — уже на 173% по сравнению с маем.
О похожей динамике говорит гендиректор Smartway Максим Яремко, указывая, что если на пике ограничений число заказов сокращалось на 90%, то теперь активность восстановилась до 55% от докризисных объемов. В Center Travel оценивают падение рынка по итогам второго квартала в 75%.
Вместе с активностью деловых путешественников начинает восстанавливаться загрузка отелей.
По оценкам CBRE, в июле в Москве гостиницы будут заполнены в среднем на 20%, против 16,5% в июне. Заметного роста показателя аналитики ждут после возобновления MICE-активности. Москва, согласно данным «Аэроклуба», лидирует по спросу у деловых путешественников. Следом идут Санкт-Петербург, Самара, Иркутск и Новый Уренгой, который впервые попал в ТОП-10 направлений, а годом ранее занимал только 54-ю строчку. Заметный прорыв также сделал Нижневартовск, переместившийся с 35-й на девятую позицию.
Как в России начал восстанавливаться бизнес-туризм
Динамика объясняется резким смещением спроса: чаще всего во втором квартале ездили в командировки сотрудники добывающих, обрабатывающих предприятий и энергетики. В «Аэроклубе» их долю оценивают в 47%. По данным компании, объем бронирований на международные рейсы пока остается минимальным, а спрос путешественников в основном приходится на Франкфурт, Прагу, Париж, Рим и Вену.
Господин Яремко отмечает, что, несмотря на то что активность деловых путешественников восстанавливается медленнее, чем хотелось бы, динамику скорее можно назвать положительной. Он надеется, что по итогам третьего квартала рынку удастся выйти на 80% от докризисного объема.
Согласно данным опроса Smartway, только 5% компаний на время кризиса решили полностью отказаться от поездок сотрудников, а большинство готово возобновить командировки, как только позволит ситуация.
Заместитель гендиректора Center Travel Ирина Мамаева с этим не согласна и ждет, что количество командировок бизнес-структуры сократят не менее чем на 50%. Она добавляет, что многие будут также стремиться снизить расходы на поездки. Этот тезис подтверждают данные «Аэроклуба», согласно которым только 1% билетов деловых путешественников во втором квартале бронировался в бизнес-классе. В третьем квартале госпожа Мамаева прогнозирует снижение спроса на 60% относительно 2019 года, да и то только при условии открытия границ.
Как рынок делового туризма резко сжался из-за пандемии
Гендиректор «Аэроклуба» Юлия Липатова тоже настроена не слишком оптимистично: несмотря на ожидаемое частичное открытие международного авиасообщения, рассчитывать в августе на заметный скачок относительно июля не стоит. Она отмечает, что ограничения на перемещения — не единственное препятствие для возобновления деловых поездок. «Многие из них в докризисный период предполагали посещение массовых мероприятий, на которые сейчас в большинстве стран действует запрет. Одновременно в офисах ограничена возможность проведения встреч из-за жестких санитарных мер»,— рассуждает госпожа Липатова. В «Аэроклубе» рассчитывают, что более активное восстановление рынка начнется осенью, но даже при реализации самого оптимистичного сценария индустрия делового туризма может не дополучить около 40% оборота от прошлогоднего объема.