Они заняли менее 50% стрит-ритейла
Ресторанов становится меньше
Волна ограничений на фоне COVID-19 сократила число работающих на пешеходных улицах Москвы кафе и ресторанов: теперь они составляют менее 50% арендаторов помещений стрит-ритейла. Несмотря на то что обороты заведений общепита на волне отложенного спроса активно восстанавливаются, а в некоторых случаях превосходят прошлогодние значения, многие участники рынка еще могут столкнуться со сложностями во второй половине года.
Доля операторов общественного питания в структуре арендаторов помещений стрит-ритейла на пешеходных улицах Москвы за год сократилась на 6 процентных пунктов, до 48% по итогам первого полугодия. Такие данные приводит в своем исследовании Knight Frank. На транспортно-пешеходных улицах и магистралях договориться с собственниками помещений кафе и ресторанов оказалось проще, их доля в структуре арендаторов осталась стабильной — 15% и 38% соответственно.
Руководитель отдела стрит-ритейла JLL Екатерина Подлесных отмечает, что по итогам второго квартала на долю заведений общепита пришлось 44% закрытий в сегменте стрит-ритейла.
Первая половина года оказалась для ресторанного рынка непростой. Согласно данным специализирующейся на автоматизации закупок ресторанов системы MixCart, еще в марте 60% заведений Москвы и области снизили объем приобретаемых продуктов относительно февраля. В апреле спад к предыдущему месяцу показали 95% заведений. По сравнению с февралем в апреле средний объем закупок одного ресторана сократился на 52%, до 1,24 млн руб. Это на 38% ниже аналогичного значения прошлого года. В июне, по расчетам MixCart, закупки в общепите начали восстанавливаться: средний объем заказа достиг 1,48 млн руб., что на 15% ниже чем годом ранее.
В июле аналитики отметили рост показателя на 29%, до 1,9 млн руб. Директор направления стрит-ритейла Knight Frank Ирина Козина объясняет, что за счет реализации отложенного спроса восстановление ресторанного рынка в Москве оказалось достаточно оперативным.
В июне, по ее оценкам, выручка работающих заведений достигла 60% от докризисных показателей.
Части заведений в районе Патриарших Прудов удалось восстановить обороты еще до открытия залов, а после — увеличить их на 50–90% по сравнению с докризисными значениями, указывает госпожа Козина.
Но в среднем по рынку заведения отмечают скорее равномерное восстановление показателей. В группе «Шоколадница» (управляет одноименными кофейнями, а также сетями «Ваби-Саби» и «Кофе Хауз») говорят, что сейчас работают на уровне 75–80% от докризисного оборота. По данным компании, число посетителей увеличивается еженедельно. Но, несмотря на позитивную динамику, прогнозы консультанты делают осторожные. Екатерина Подлесных ждет, что в ближайшее время рост доли общепита в структуре арендаторов помещений стрит-ритейла остановится, а число банкротств среди игроков во втором полугодии может увеличиться.
Ирина Козина отмечает, что пропускная способность многих объектов на фоне новых мер безопасности заметно снизилась и с приходом холодной погоды и закрытием летних веранд эта проблема может встать острее.
Кроме того, часть потребителей сохраняет осторожность в посещении общественных мест или вынуждена сокращать визиты из-за снижения доходов, добавляет она.
Никита Щуренков о новых инструментах борьбы жителей с рестораторами
По данным Knight Frank, за год доля вакантных площадей на пешеходных улицах Москвы увеличилась более чем в три раза: с 2,9% до 10%. На фоне закрытий заведений общепита заметный рост показали продуктовые ритейлеры, которые заняли 4% площадей против 2% годом ранее. На крупных магистралях сети нарастили долю с 11,6% до 14%, на транспортно-пешеходных улицах — с 7,2% до 8%. В Knight Frank обращают внимание на активное развитие сетей «Мираторг», «Аленка», «Пятерочка» (входит в X5 Retail Group) и «Вкусвилл». Представитель «Вкусвилл» говорит, что компания действительно рассматривает площади, которые освобождают заведения общепита, но фокусируется на спальных, а не центральных районах и не стремится на пешеходные улицы.