Белорусская валюта поднимает цены на электронику из России
Рубль рублю розница
Российские дистрибуторы электроники, от поставок которых полностью зависит розничный рынок Белоруссии, предупреждают, что из-за скачка курса местной валюты цены в магазинах страны могут вырасти на 10–25%. Их уже начали поднимать белорусские онлайн-ритейлеры, оплачивающие поставки из России в долларах и российских рублях. Участники рынка отмечают кратковременный рост спроса, но в перспективе готовятся к снижению поставок.
Последние данные по протестам в Белоруссии
Интернет-магазины в Белоруссии начали поднимать цены на различные категории товаров, сообщил 25 августа Telegram-канал белорусского издания Tut.by со ссылкой на жалобы читателей. О росте цен осведомлены и собеседники “Ъ” в российских компаниях, поставляющих в Белоруссию электронику.
На прошлой неделе поставщики в Белоруссии рассчитывали цены по 2,6 белорусского рубля за доллар при реальном банковском курсе около 2,5, а на этой неделе считают уже по 2,7 белорусского рубля, хотя официальный курс на 26 августа — 2,6, то есть в среднем компании берут себе запас в 10 копеек, пояснил “Ъ” заместитель директора по международным продажам компании «Марвел-Дистрибуция» Никита Тимофеев. Для конечного белорусского покупателя это означает, что стоимость товаров на полке вырастет примерно на 10–25%, оценивает он.
«Мы отгружаем товар в долларах, поэтому прямого влияния на нас падение белорусского рубля не оказывает, цены мы оставляем прежними, а вот для локальных партнеров получается, что наша цена растет»,— добавил господин Тимофеев.
По его словам, рост цен начался еще за неделю до президентских выборов в стране, состоявшихся 9 августа.
С момента выборов курсы доллара и евро в республике к 25 августа уже выросли на 6,3% и 6,2% соответственно, следует из данных Национального банка Белоруссии.
Белорусские рубли меняют на доллары
В Белоруссии практически нет локальных складов производителей, поэтому поставки бытовой техники, электроники и других товаров осуществляются в основном российскими поставщиками, сотрудничающими с локальными посредниками, и взаиморасчеты между ними идут в валюте, поясняет аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «При этом из-за валютного контроля государства конвертация валюты занимает три-четыре дня, а за это время поставщики электроники могут потерять всю маржу»,— поясняет он. В то же время дистрибуторы уже привыкли к скачкам курса белорусского рубля, поэтому вряд ли для них текущие изменения станут потрясением, а рост цен вряд ли превысит 10%, считает он.
Белорусские Telegram-каналы также сообщали о случаях отказа интернет-магазинов от приема банковских карт, предположительно связанных с потенциальной задержкой денег на транзитных счетах.
“Ъ” не удалось обнаружить отказа от такого способа оплаты в крупных белорусских онлайн-магазинах. По словам собеседника “Ъ” в одном из крупных белорусских банков, задержек в проведении карточных платежей нет. Он также не сталкивался с подобным отказом, но не исключает, что ритейлеры могут применять такую уловку, чтобы аккумулировать у себя запас наличных.
На рынке Белоруссии присутствует и ряд российских онлайн-магазинов, которые пока не сообщали об изменениях в работе. В Ozon “Ъ” сообщили, что клиентам из Белоруссии доступны товары с единой витрины на сайте компании и в мобильном приложении, то есть цены там те же, что и для россиян. В Wildberries сообщили, что работают по модели маркетплейса, то есть цены на товары устанавливают сами поставщики. В «Связном» и МТС отказались от комментариев.
В финансовой системе Белоруссии достаточный запас ликвидности
Цены на товары различных категорий, в том числе DIY (товары для дома и ремонта), в Белоруссии действительно выросли в местной валюте из-за ее снижения в том числе к российскому рублю, по курсу которого идут поставки, подтверждает управляющий партнер ГК «220 Вольт» Алексей Федоров. Ситуация, по его словам, сопровождается ростом спроса. «Население изъяло огромные средства из банков для покупки валюты, но купить ее не может из-за дефицита, поэтому вкладывает средства в том числе в товары длительного пользования. Наши франчайзинговые партнеры в Белоруссии увеличили закупки, проблем с поставками не ожидается»,— рассказал он.
Рост спроса также влияет на цены, отметил господин Федоров.
Но если в краткосрочной перспективе, по его мнению, белорусские магазины могут выиграть от повышенного спроса, то в долгосрочной это вряд ли пойдет им на пользу, поскольку скоро деньги у населения закончатся, а спрос упадет.
Другие участники рынка также ожидают снижения спроса в перспективе из-за нестабильной ситуации в стране. По оценке Никиты Тимофеева, в сегменте электроники сокращение поставок может достигнуть 20%.