Анатолий Костырев о новых привычках потребителей
Рецепт хлебопечения
Пытаться оценить, как пандемия COVID-19 может изменить поведение российских потребителей — дело неблагодарное, и насколько долгосрочным окажется тот или иной тренд, сказать пока сложно. Но со снятием ограничений становится заметно, что некоторые новые потребительские привычки уходить не спешат.
Еще в самом начале пандемии, когда большинству из нас пришлось «изолироваться» дома, сразу несколько моих знакомых внезапно решили попробовать себя в хлебопечении.
Тогда это выглядело как попытка убить время за неимением других, более подходящих развлечений. Но, как следует из свежих цифр Nielsen, это восприятие могло быть обманчивым.
По подсчетам аналитиков, по итогам июня, когда большая часть связанных с COVID-19 ограничений уже была снята, продажи товаров для приготовления сложных блюд продолжали расти двузначными темпами. Так, спрос на различные добавки для выпечки в штуках увеличился на 48%, на дрожжи — на 55%, на специи — на 19%, на сливки — на 15%.
Стремление россиян готовить дома, в том числе печь тот же хлеб, подтверждается и личным опытом. Подруга моей коллеги, которая во время пандемии прошла дистанционные курсы хлебопечения, не бросила это занятие и сегодня и продолжает совершенствовать мастерство. А тот, кто печет хлеб, с высокой долей вероятности будет готовить себе и более простые блюда.
В новейшей российской истории уже были примеры, когда кризисы и потрясения меняли потребительские привычки на какое-то время.
Самая свежая история — 2014 год, когда покупатели из-за падения доходов переходили на более дешевые продукты питания. Многие тогда отказывались от условного французского сыра, потому что тот физически исчез из продажи после запрета властей, но не факт, что, даже будь продукт в наличии, они смогли бы его продолжать покупать.
Именно в 2014 году началась массовая любовь россиян к скидкам на продукты питания, которая стала столь крепкой, что производители и торговые сети до сих пор не могут ее ослабить, как ни стараются. Тогда же возникла мода на ремесленное сыроварение, и некоторые из тех, кто начинал готовить продукт дома для себя и друзей, со временем превратили это в бизнес.
До пандемии COVID-19 принято было считать, что жители крупных городов вот-вот откажутся от готовки дома.
На этом фоне многие торговые сети начали активно развивать отделы готовых блюд, кулинарий, строить фабрики-кухни. Считалось, что они будут обеспечивать едой не только офисных сотрудников по дороге на работу, но и кормить их вечером дома.
Возможно, теперь несколько витрин с кулинарией сетям придется заменить полками с ингредиентами для самостоятельной готовки, если россияне так полюбили проводить время у плиты и печки.