Дмитрий Шестоперов о претензиях к «Яндексу»
Антимонопольный бумеранг
К компании «Яндекс», по выражению Telegram-канала «Нецифровая экономика», прилетел бумеранг. Как уже сообщал “Ъ”, на прошлой неделе ряд сервисов, в числе которых Avito, ЦИАН, ivi и др., пожаловались на «Яндекс» в Федеральную антимонопольную службу (ФАС): компания продвигает через интерактивные ответы («колдунщики») только свои сервисы и не дает такой возможности другим. Но ведь не далее как в 2015 году именно «Яндекс» инициировал разбирательство с Google, которая не давала устанавливать сторонние сервисы на смартфонах на своей операционной системе Android. Тогда «Яндекс» победил, значит, сейчас обязательно должен проиграть?
В разбирательствах на цифровых рынках ФАС часто встает на сторону российских компаний. Так было с той же Google, с Microsoft по поводу антивирусного софта и на днях с Apple (последние два дела инициированы «Лабораторией Касперского»). Все эти транснациональные компании признавали занимающими доминирующее положение (Apple, например, как обнаружила ФАС, заняла сразу 100% рынка распространения приложений на iOS!), а их действия — ущемляющими российских игроков, которые, надо признать, многократно меньше по размеру.
Ситуация с «колдунщиками» сложнее — де-факто иностранцев нет. При этом против «Яндекса» выступает не один сравнительно небольшой проект (как уже безуспешно пытался в похожей ситуации сервис перевода Promt), а целая коалиция из игроков, по общей капитализации как минимум сравнимая с крупнейшей российской интернет-компанией. Это отличает нынешнее разбирательство от всех вышеупомянутых, соглашается и директор Института права и развития ВШЭ—Сколково Алексей Иванов, указывающий, что в различных сегментах сервисы-заявители даже превосходят конкурирующие сервисы «Яндекса» по аудитории или выручке.
С «Яндекса» спросят за ответы
Здесь и кроется еще одна сложность. Если говорить о доминирующем положении на рынке, каковы его границы? Этот нюанс может дать возможность ФАС вновь занять сторону «Яндекса», как и в спорах с транснациональными конкурентами.
И наконец, даже если по итогу бумеранг вернется к «Яндексу» и ФАС найдет нарушения в его действиях, формальный подход к рассмотрению дела может обернуться для отечественного интернет-гиганта фактической победой. «Яндекс» может дать доступ к «колдунщикам» всем, а затем ввести новый инструмент для продвижения своих сервисов.
Получается, что в отсутствие нового детального антимонопольного регулирования цифровых рынков, о необходимости которого давно говорят эксперты, да и сама ФАС, никакие прецеденты и «бумеранги» в таких делах просто не работают и там, где проиграл Google, «Яндекс» может и выиграть.