История России в школах: 4 линейки учебников и выбор между ЕГЭ и экзаменами | Новости автомобильной индустрии

История России в школах: 4 линейки учебников и выбор между ЕГЭ и экзаменами

История России в школах: 4 линейки учебников и выбор между ЕГЭ и экзаменами

Новая линейка единого учебника по отечественной истории акад. Тишкова

Начался новый учебный 2020/2021 год. В российские школы поступили две новые линейки единого учебника по отечественной истории — одна под редакцией академика Валерия Тишкова (изд. «Вентана-Граф»), другая, — условно говоря, Игоря Андреева и Олега Волобуева (изд. «Дрофа»). Обе линейки учебников введены в школьное образование приказом Министерства просвещения от 22 ноября 2019 года. Они прошли соответствующие экспертизы. Приказом этого же министерства от 18 мая 2020 года исключена действовавшая до этого линейка учебников издательства «Дрофа», условно говоря за авторством все того же Игоря Андреева и Ивана Федорова. Учебник «Дрофы» оставили, но в иной авторской комбинации для Андреева.

История России в школах: 4 линейки учебников и выбор между ЕГЭ и экзаменами

Новая линейка единого учебника по отечественной истории Андреева — Волобуева

Для справки. Всего в федеральном перечне по всем предметам на новый учебный год представлено 417 учебников, из них — 61 учебник из новых линий.

В новом учебном году в российской школе отечественную историю изучают по четырем, а не трем линейкам учебников, как раньше. При этом более отчетливо стала просматриваться «ведомственная принадлежность» каждой из линеек учебников. После добавки в общий строй четвертой линейки от академика Валерия Тишкова похоже на то, что наши «академические генералы» от истории стремятся обзавестись собственной линейкой учебников. Это своего рода показатель номенклатурного высокого статуса. Одна линейка — это от Института истории РАН и его директора — академика Юрия Петрова. Другая линейка от действительного члена РАН Анатолия Торкунова — это МГИМО. Третья линейка от этнолога Тишкова — экс-министра и академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН. Четвертая линейка — это МПГУ. В общем, интересная картина.

Анализ этих новых учебников в следующей нашей публикации-продолжении. А пока обратим внимание на общее состояние дел в школьном преподавании отечественной истории по «единому учебнику». Стержнем «единого учебника» остается разработанный к 2014 году в рамках Российского исторического общества (РИО) т. н. историко-культурный стандарт (ИКС) с «Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». Кстати, принятый ИКС в 2014 году мы не нашли сейчас на сайте РИО.

Приоритетом РИО остается развитие школьного исторического образования. Поэтому в РИО намерены совершенствовать ИКС. На общем собрании РИО, состоявшемся в июне 2019 года, было принято решение о «модернизации» историко-культурного стандарта, под которой понималось прежде всего дополнение ИКС ключевыми историческими событиями последних 5 лет, начиная от присоединения Крыма к России.

23 июня 2020 года состоялось очередное — восьмое по счету с момента основания РИО — общее собрание этой организации. Накануне мероприятия, 17 июня, рабочая группа по вопросам развития системы общего образования, которую возглавляют заместитель председателя правительства Российской Федерации Татьяна Голикова и помощник президента РФ Андрей Фурсенко, одобрила усовершенствованный вариант Концепции преподавания учебного курса «История России». Было признано, что концепция в рамках ИКС остается «главным ядром для понимания и преподавания истории в средней школе».

Однако актуальной проблемой здесь стало отсутствие необходимого нормативного статуса ИКС с его концепцией. Ведь этот документ в нынешнем виде является продуктом одной общественной организации — РИО и не имеет как бы обязательного характера. 1 ноября 2019-го Рособрнадзор предложил закрепить школьный историко-культурный стандарт от РИО в качестве нормативного документа для российских школ. Сейчас «модернизированный» ИКС с его концепцией собираются утвердить на коллегии Министерства просвещения РФ. Это сделает ИКС обязательным документом в школьном образовании.

В связи с преподаванием отечественной истории по единому учебнику продолжаются и дискуссии о финальном образовательном аккорде — что лучше, экзамен или ЕГЭ с тестами, и должны ли они стать обязательными и всеобщими для всех выпускников средней школы и других учебных заведений, приравненных к ней.

В ноябре 2019 года директор Института российской истории РАН и редактор одной из линейки учебников — академик Юрий Петров предложил сделать ЕГЭ по истории обязательным для всех выпускников школ. Подобный «элемент принуждения» якобы повысит общий уровень знаний по истории среди школьников.

В качестве альтернативы из учительского сообщества предлагают вернуться к обычному выпускному экзамену по отечественной истории, сделав его обязательным для всех выпускников. Пока что в 2020 году Рособрнадзор подготовил только одну экзаменационную модель, ориентированную на новый учебно-методический комплекс ИКС. Как эксперимент и в отдельных точках экзамен по отечественной истории собираются опробовать на школьном выпуске 2021 года. Таково общее состояние с преподаванием отечественной истории по единому учебнику, подготовленному по шаблону ИКС с его концепцией.

В продолжение этой публикации разбор новых учебников по отечественной истории из двух новых линеек «единого учебника».

Источник