Компания апробирует новый для себя формат
Uvenco пошла за кофе
Операторы вендинговых автоматов продолжают искать новые источники доходов в условиях ограниченно открытых бизнес-центров. Так, один из заметных игроков этого рынка — ГК Uvenco Бориса Белоцерковского начала развивать собственные кафе в торгцентрах. Несмотря на существующие компетенции, компания может не справиться с конкуренцией в сегменте to go, где начали активно развиваться продуктовые ритейлеры, предупреждают эксперты.
О планах специализирующейся на производстве и дистрибуции вендинга в России ГК Uvenco развивать собственные кофейни стало известно из публикации на портале HeadHunter. Гендиректор группы Арвидас Алутис сообщил “Ъ”, что первая такая точка уже работает под брендом Self Cafe в одном из торгцентров на юге Москвы. Новое кафе объединяет дистрибуцию кофе и продажу готовой еды через киоски самообслуживания, объясняет он. Заведение выглядит как стойка с бариста и четыре посадочных места. Формат планируется апробировать на нескольких точках в течение этого и следующего года, окончательное решение по экспансии будет принято через несколько месяцев.
ГК Uvenco специализируется на производстве и развитии вендинговых автоматов: под ее управлением находится завод Unicum в Санкт-Петербурге и 15 тыс. автоматов. Компания также поставляет кофемашины и ингредиенты в отели, АЗС и другие заведения. Кроме того, у ГК есть своя сеть кофе-поинтов Self Coffee и кафе самообслуживания в офисах Self. По собственным данным, оборот Uvenco в 2019 году вырос на 15%, до 4 млрд руб. год к году.
Ситуация в традиционном для Uvenco сегменте оказалась сложной. Из-за перехода большой части офисных сотрудников во время пандемии COVID-19 на удаленный формат работы резко снизился трафик в бизнес-центрах, где компания обычно устанавливает свои торговые автоматы. Это приведет как минимум к двукратному падению выручки по итогам 2020 года в сегменте киосков самообслуживания, рассчитанных на офисных работников, прогнозирует гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Другие участники этого сегмента пока «переосмысливают подход к вендинговому бизнесу», как, например, Delivery Club. В пресс-службе компании сообщили “Ъ”, что сейчас проект по развитию сети киосков самообслуживания DC Daily (до пандемии насчитывала более 300 точек) заморожен. Не исключено, что Delivery Club, как заявили там, найдет новый формат развития бизнеса в рамках партнерства Сбербанка и Mail.ru Group.
В сети «Вкусвилл», управляющей до пандемии более чем 200 вендинговыми автоматами, весной и летом наблюдали падение продаж на 50%, сейчас работу возобновили 150 точек самообслуживания. Компания рассчитывает выйти на докризисную выручку в октябре. Ритейлер, не уточняя деталей, сообщил, что планирует развивать новые проекты в этом направлении. В «Азбуке вкуса» напоминают, что развитием микромаркетов занялись только в апреле: ритейлер устанавливает их в жилых комплексах, но после снятия режима самоизоляции решили работать и в бизнес-центрах.
Развитие сети кофеен навынос — более конкурентная ниша, предупреждает Михаил Бурмистров. При этом, добавляет он, Uvenco обладает необходимой экспертизой, а сами точки укладываются в общую концепцию развития малых форматов. Представитель сети «Правда кофе» напоминает, что у крупного игрока — ГК «Шоколадница» (управляет одноименными кофейнями, а также сетями «Кофе Хауз» и «Ваби Саби») не вышло зайти в формат to go. В пресс-службе ГК подтвердили “Ъ”, что отказались от этих планов, добавив, что сейчас апробируют большие витрины to go в кофейнях «Шоколадница».
Кофейни навынос Uvenco выглядят как нишевый проект, рассуждает Михаил Бурмистров: «Многое зависит от того, удастся ли им занять подходящие для этого локации». Компании также предстоит конкурировать и с продуктовыми ритейлерами, которые стремятся занять большую долю в этом сегменте, резюмирует он.