ОАО РЖД планирует взять с грузовладельцев 1,8 трлн руб. | Новости автомобильной индустрии

ОАО РЖД планирует взять с грузовладельцев 1,8 трлн руб.

ОАО РЖД планирует взять с грузовладельцев 1,8 трлн руб.

Железно дороже

ОАО РЖД утратило оптимизм относительно перспектив не только кризисного 2020 года, но и дальнейших пяти лет. По новому прогнозу монополии, погрузка даже в 2025 году не достигнет плановых показателей 2020–2021 годов. Доходы и прибыль также упадут, обнажив новую дыру в инвестпрограмме — на 1,8 трлн руб. ОАО РЖД планирует закрыть ее прежде всего за счет госсубсидий для угольного сектора и отмены для угольщиков понижающих коэффициентов за дальность. Участники рынка полагают, что эти меры приведут лишь к еще большему падению погрузки.

Как стало известно “Ъ”, ОАО РЖД, весной сообщившее о заметном ухудшении прогноза погрузки по итогам 2020 года, планирует пересмотреть и другие параметры долгосрочной программы развития (ДПР) монополии до 2025 года. Как следует из июльских материалов ОАО РЖД (есть у “Ъ”), новый прогноз отличается крайним пессимизмом. Так, погрузка после уже анонсированного провала в 5% в этом году будет медленно прирастать в дальнейшем — со среднегодовыми темпами 0,6% к 2018 году вместо предусмотренных ранее 2,4–3,8%. В итоге в 2025 году монополия планирует перевозить лишь 1346 млн тонн грузов. Ранее этот показатель планировалось превзойти уже в 2020–2021 годах. В общей сложности, по новому сценарию, монополия перевезет в 2020–2025 годах 7,72 млрд тонн, что на 824,4 млн тонн меньше базового сценария ДПР и на 1,4 млрд тонн —оптимистического сценария. Такое падение эквивалентно ситуации, в которой ОАО РЖД ничего не грузило бы на сеть около восьми месяцев в 2020 году.

В ОАО РЖД от комментариев отказались.

Совокупная чистая прибыль вместо прогнозных 414 млрд руб. составит при оптимальном раскладе 186 млрд руб., а в стресс-сценарии обернется убытком в 211 млрд руб. Отставание плановой выручки и доходов от параметров ДПР неминуемо скажется на инвестпрограмме, в которой образуется дыра порядка 1,76 трлн руб. Компания предлагает несколько способов получения дополнительных доходов, которые сократят отставание от плана до 290,4 млрд руб.

В первую очередь монополия выступает за госсубсидию для экспортных перевозок угля расчетным объемом 55 млрд руб. в год, за счет чего ОАО РЖД планирует получить 40 млрд руб. допдоходов. О подобной субсидии в отрасли и правительстве говорят с марта (см. “Ъ” от 19 марта), но пока вопрос не решен. Минтранс в июне сообщал, что направил в Минэнерго предложение ввести адресные бюджетные субсидии для грузоотправителей, предполагающие полную или частичную компенсацию расходов на транспортировку угля. В Минэнерго на запрос “Ъ” не ответили. По поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова вопрос следует дополнительно проработать до 25 августа. Перевозки угля, по оценке монополии, принесли ей 54,7 млрд руб. убытка в 2019 году.

Также ОАО РЖД планирует усовершенствовать правила недискриминационного доступа (допдоходы — 15,8 млрд руб. в год) и отменить понижающий коэффициент 0,4 за дальность для перевозок угля (еще 42,5 млрд руб. в год). Отмена коэффициентов за дальность уничтожит перевозки угля и руды, предвидит источник “Ъ” среди грузоотправителей. Другой возражает, говоря, что субсидирование одного типа грузов за счет других создает перекос в конкурентной среде.

Также планируется отменить скидки на порожний пробег для инновационных вагонов (4,5 млрд руб. в год). Сейчас возвращать порожняком некоторые модели инновационных полувагонов дешевле, чем типовые, что, с одной стороны, поддерживает вагоностроителей и позволяет тяжелым грузам на дальних рейсах оборачиваться быстрее за счет веса поезда, а с другой — препятствует обратной загрузке. «Отмена скидки на порожний пробег убьют вагоностроение, так как спроса на вагоны нет,— говорит собеседник “Ъ” среди грузоотправителей.— Прирост перевозок на Восток создавал дополнительный спрос на вагоны, а теперь УВЗ и Тихвинский вагоностроительный завод можно закрывать».

Также ОАО РЖД планирует дополнительно проиндексировать на 4% тариф на перевозки контейнеров, что принесет дополнительно 3,4 млрд руб. в год. Исторически темпы роста этого тарифа отставали от темпов для универсального парка. В то же время в мае глава «Трансконтейнера» Александр Исурин говорил, что любой дополнительный рост тарифа на перевозку контейнеров замедлит прирост контейнерных перевозок (см. “Ъ” от 26 мая).

ОАО РЖД уже обнаруживало дыры в долгосрочной инвестпрограмме — сначала в 2018 году в размере 389 млрд руб. (см. “Ъ” от 21 ноября 2018 года), она была закрыта экспортной надбавкой и повышением тарифа на порожний пробег. В этом году на фоне пандемии дыра составила 525 млрд руб. (см. “Ъ” от 24 апреля), и ее закрывают выпуском вечных бондов на 370 млрд руб. и рядом других мер. «Удивительно дырявый документ эта ДПР,— иронизирует один из участников отрасли.— Еще немного, и объем обнаруженных дыр превзойдет долгосрочную инвестпрограмму». «Никакой необходимости в дополнительных доходах у ОАО РЖД сейчас нет: нужно сокращать затраты, как делают все компании»,— говорит другой собеседник “Ъ”, уточняя, что обсуждение этих мер с отраслью не ведется.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров сомневается, что бюджет будет готов предоставить угольщикам субсидию, способную удовлетворить даже часть запросов ОАО РЖД. По его мнению, отмена специальных тарифных схем для вагонов с повышенной грузоподъемностью приведет к ухудшению эксплуатационной обстановки на Восточном полигоне, поскольку именно такие вагоны обеспечивают возможность угольщикам нарастить отгрузки на экспорт, а ОАО РЖД — грузовую базу. А рост тарифа для контейнеров, полагает эксперт, идет вразрез с планами по увеличению их перевозок и создает угрозу оттока контейнеров на автотранспорт.

Наталья Скорлыгина, Евгений Зайнуллин

Источник