Полнота сгорания топлива
При полном сгорании топлива, когда горючие элементы топлива соединяются с максимальным количеством кислорода, топочные газы состоят из С02, О, N, Н20 (водяные пары) и S02, если топливо содержит S. При недостаточном количестве кислорода воздуха происходит неполное сгорание, при котором углерод сгорает в СО, что приводит к пониженному выделению тепла., Так, 1 кг углерода, сгорая в С02, выделяет 8 137 кал, а, сгорая в СО, только 2 448 кал. Практически для полного сгорания топлива необходимо подавать воздуха больше, чем это необходимо теоретически, по той причине, что невозможно создать такие условия, при которых каждая мельчайшая частица топлива успела бы полностью соединиться с кислородом воздуха. Поэтому в зависимости от вида топлива и условий его сжигания в топку подается дополнительное количество воздуха, определяемое коэффициентом избытка я, величина которого находится в пределах а =1,1 до а=1,8. Наименьшая величина коэффициента избытка воздуха относится к газообразному и пылевидному топливу; наибольшая величина к твердому кусковому топливу.
Полнота сгорания топлива определяется по составу продуктов сгорания, для чего применяются специальные электрические и химические приборы газоанализаторы. Горение считается удовлетворительным, если при малом коэффициенте избытка воздуха содержание окиси углерода СО в дымовых газах не превышает 0,10,2%. При сжигании топлива не вся теплотворная способность его полностью используется, часть тепла бесполезно теряется.
Потери тепла составляются из потерь с отходящими газами, от химической неполноты горения, от механической неполноты горения, потерь в окружающую среду. Наибольшая часть потерь приходится на потери с отходящими газами, имеющими при выходе из трубы в атмосферу температуру 120250°.
Более низкая температура приводит к конденсации водяных паров, содержащихся в отходящих газах, что влечет за собой быстрый износ дымовых труб, дымоходов и котлов.