Программе субсидий не хватило российской телематики
Каршеринг у них не той системы
Как выяснил “Ъ”, одна из антикризисных мер поддержки автопрома и каршеринга — программа «Доступная аренда» на 2,5 млрд руб.— до сих пор не заработала. Проблема в том, что, согласно ее условиям, машины должны быть оборудованы российскими телематическими системами. Но пока ни один производитель такого оборудования не получил подтверждение происхождения. Тем не менее участники рынка надеются, что это произойдет в сентябре.
Программа «Доступная аренда» по льготному операционному лизингу автомобилей, которая анонсировалась еще в апреле в рамках совещания у Владимира Путина и была принята в июле, фактически до сих не запустилась — сделок по ней нет. В отличие от льготного финансового лизинга, в ней появилось требование по установке на автомобили российского телематического оборудования (в частности, отслеживает геопозицию и состояние систем автомобиля). Именно с подтверждением его происхождения возникли проблемы, говорят собеседники “Ъ”.
Речь идет об оперлизинге, в рамках которого государство субсидирует авансовый платеж — 25% от стоимости машины. Скидка на легковой автомобиль составит до 350 тыс. руб., легкий коммерческий — 500 тыс. руб., остальной транспорт — до 900 тыс. руб. Бюджет программы — 2,5 млрд руб. По данным “Ъ”, в ее рамках можно приобрести машины АвтоВАЗа, УАЗа, КамАЗа, «Урала» и группы ГАЗ, Ford Transit, Renault Arkana, Kaptur, Duster, Logan, Sandero, Volkswagen Polo и Skoda Rapid, а также Hyundai Solaris, Accent, Creta и Kia Rio.
В каршеринге YouDrive говорят, что заинтересованы в приобретении по программе локализованных автомобилей зарубежных производителей, но на них отсутствует отечественное телематическое и навигационное оборудование. Проблема есть и у традиционно российских игроков. В «Соллерсе» Вадима Швецова (УАЗ и Ford Sollers) еще ждут заключение о подтверждении происхождения телематики от основных ее поставщиков — «Итэлмы» и «Сознательных машин»,— и рассчитывают, что сделки по программе могут быть запущены в сентябре. Процедура сертификации «просто занимает некоторое время», говорят в «Итэлме», компания уже прошла необходимый аудит ТПП и ожидает получения документов в начале сентября. После этого там готовы поставить на рынок системы ЭРА-ГЛОНАСС с телематическим профилем, ограничений по объему выпуска нет. Телематику «Итэлмы» также ставит группа ГАЗ.
Отсутствие подтверждений, впрочем, не помешало большинству традиционно российских брендов, в частности УАЗу и АвтоВАЗу, войти в некий перечень техники, которую уже можно реализовывать по программе, говорит собеседник “Ъ” среди лизингодателей. Список основан на том, что поставщики их телематики уже подали заявки на подтверждение локализации, говорит другой источник “Ъ”.
У иностранных же концернов собственная телематика, и те еще не определились, какие по функционалу системы будут устанавливаться, отмечает он. Но оборудование может быть установлено как производителем, так и позже дополнительно, говорят в «Сбербанк Лизинге». Там ожидают, что как минимум три производителя в ближайшие две-три недели получат подтверждения. «ВТБ Лизинг» делает ставку на возможный запуск сделок по льготному оперлизингу в ближайшие дни. На появление оборудования в свободном доступе надеются и в YouDrive: «В таком случае мы бы взяли автомобили тех производителей, которые уже представлены в нашем автопарке».
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting называет сам факт появления такого требования правильным с точки зрения поддержки развития рынка телематики, поскольку установка таких устройств позволяет собирать множество различных данных: от диагностики состояния узлов до мониторинга соблюдения ПДД. Сейчас рынок установки таких систем растет динамичными темпами, при этом довольно сильно сегментирован. Наиболее активные участники — страховые компании, предлагающие диверсифицированные тарифы в зависимости от результатов анализа данных, собранных телематическими устройствами.
Каков спрос на льготный операционный лизинг
Конъюнктура
Оценки программы льготного оперлизинга «Доступная аренда» расходятся. Например, в ГК «Альфа-Лизинг» полагают, что она поможет восстановиться рынку каршеринга и облегчит ситуацию для игроков сектора, которые потеряли несколько месяцев работы в начале года, а также станет стимулом для лизинговых компаний по развитию допсервисов. У «ВТБ Лизинг» уже есть большое количество запросов от клиентов — в основном крупных компаний, так как минимальное количество автомобилей в рамках одного договора лизинга не может быть менее десяти. Запросы по программе есть и у лизинговой компании «Европлан». В то же время ее эффект для рынка коммерческого транспорта может быть ограниченным, поскольку клиенты, как правило, заинтересованы в пакете услуг по перевозке, говорит источник “Ъ”.