Производитель смарт-карт пожаловался на закупку «Троек»
В метро проверят микрочипы
Из-за жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) российского производителя «ВДМ Групп» приостановлена закупка Московским метрополитеном 18,4 млн смарт-карт «Тройка» почти на 1 млрд руб. В «ВДМ Групп» считают, что условия закупки написаны под микрочипы нидерландского производителя NXP, смарт-карты с которыми поставляют структуры АФК «Система». Существующие ограничения в рамках импортозамещения легко обходятся с помощью условий закупок, указывают эксперты.
Закупка ФГУП «Московский метрополитен» на поставку 18,4 млн инициализированных карт специального дизайна «Тройка» по начальной цене 940 млн руб. приостановлена из-за жалобы компании «ВДМ групп» в ФАС, следует из информации на сайте госзакупок, опубликованной 14 сентября. Требованиям технического задания (ТЗ) касательно перехода на более высокий уровень безопасности отвечают только чипы компании NXP (один из крупнейших производителей полупроводников в мире, до 2006 года входил в Philips), сообщается в жалобе компании, с которой ознакомился “Ъ”.
Позиция Московского метрополитена сейчас формируется, ее сообщат после рассмотрения жалобы в ФАС, заявили в пресс-службе ФГУПа. Там уточнили, что часть карт в рамках закупки будет предназначена для сотрудников подрядных организаций, которые проводят работы на инфраструктуре метро.
ФАС рассмотрит жалобу «ВДМ Групп» 16 сентября, сообщил “Ъ” начальник управления контроля размещения госзаказа службы Артем Лобов. Ранее жалоб по аналогичным закупкам не было, отметил он.
Специально созданные условия не дают возможности предложить альтернативу, так как изначально чипы от NXP имеют заданные характеристики и фактически в мире нет чипов с аналогичными характеристиками, заявил “Ъ” директор «ВДМ Групп» Юрий Тырыкин.
Однако никаких технологических секретов в продукции нет, по сути, это «обычная смарт-карта, которые производят десятки фирм по всей стране, которые искусственно не пускают в метрополитен», уверен он. Карта для метро могла бы стоить в несколько раз ниже, чем сейчас, при этом ее безопасность была бы даже выше, полагает господин Тырыкин. Конечный бенефициар закупки — компания ISBC (ООО «Интеллектуальные системы управления бизнесом»), поставляющая смарт-карты с чипами NXP, полагают в «ВДМ Групп», указывая, что ранее она уже выигрывала подобные тендеры.
ISBC входит в холдинг РТИ, принадлежащий АФК «Система». На сайте госзакупок “Ъ” нашел ее контракт с Московским метрополитеном на 306,8 млн руб. в 2016 году. В ISBC не ответили на запрос “Ъ”. Из данных на сайте госзакупок следует, что в подобном тендере также побеждала компания «Микрон Секьюрити Принтинг» (контракт на 579,4 млн руб. в 2018 году) — совместное предприятие метрополитена и входящего в РТИ «Микрона». В «Микроне» от комментариев отказались.
«ВДМ Групп» — производитель RFID-продукции с чипом, в том числе пластиковых карт для оплаты общественного проезда в регионах России. Юрий Тырыкин также владеет компанией ООО «Страна карт», следует из данных Kartoteka.ru. «Страна карт» уже конфликтовала с ISBC и должна выплатить ей компенсацию в 50 тыс. руб. за «нарушение исключительных прав на товарный знак ISBC», следует из решения Арбитражного суда Кировской области от 31 августа.
Жалоба «ВДМ Групп» — «нормальная борьба с заточенной на конкретного поставщика закупкой», считает заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов.
При этом Московский метрополитен не входит в перечень N91-р системообразующих корпораций и компаний с госучастием, а значит, не обязан согласовывать планы по импортозамещению с правительством, указывает директор центра компетенции по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий Илья Массух. Таким образом, констатирует он, на метрополитен распространяется только запрет на допуск иностранных товаров по закону о госзакупках, который легко обходится формулировками в ТЗ.