Рыбопромышленники просят не лишать их инвестквот из-за проблем на верфях | Новости автомобильной индустрии

Рыбопромышленники просят не лишать их инвестквот из-за проблем на верфях

Рыбопромышленники просят не лишать их инвестквот из-за проблем на верфях

Траулеры застряли на стапеле

Рыбопромышленная отрасль предлагает снять с нее ответственность за соблюдение сроков строительства новых судов по инвестиционным квотам: верфи систематически срывают их сдачу, несмотря на исправное финансирование. Сейчас если компания не успеет построить новое судно за шесть лет, то она лишается квоты и банковской гарантии. Также ассоциация рыбопромышленников просит не требовать банковскую гарантию для тех проектов, которые уже наполовину профинансированы,— это позволит отрасли высвободить до 4 млрд руб. в год.

Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) предлагает снять с компаний ответственность за срыв сроков строительства судов по инвестквотам по вине верфи, рассказали “Ъ” в ВАРПЭ. С 2017 года 20% всех квот на вылов рыбы были распределены между компаниями под обязательства в течение пяти лет построить в РФ новые рыбопромысловые суда. Срок может быть продлен еще на год по решению межведомственной комиссии. Если компания срывает сроки, то лишается квоты, а также предоставленной под ее получение банковской гарантии и остается с недостроенным судном и взятым под него кредитами.

В рамках механизма инвестквот строятся 43 судна стоимостью 166 млрд руб. Верфи систематически не укладываются в сроки (см. “Ъ” от 27 сентября 2019 года и 16 марта 2020 года). ВАРПЭ предлагает увеличить максимальный срок строительства судов до семи лет, а также разрешить не предоставлять банковские гарантии по тем инвестпроектам, которые профинансированы более чем наполовину.

Последняя мера позволит компаниям высвободить не менее 3,5–4 млрд руб. в год, говорит президент ВАРПЭ Герман Зверев.

Как следует из письма заместителя главы Росрыболовства Петра Савчука в Минсельхоз от 4 августа (копия есть у “Ъ”), систематическое нарушение сроков инвестпроектов ведет к значительным потерям заказчиков из-за вынужденного продления сроков банковских гарантий, упущенной выгоды в связи с переносом эксплуатации нового судна и освоения инвестквоты и обслуживания предназначенного под списание старого флота. По оценкам ВАРПЭ, объем дополнительных издержек у инвесторов составит около 34,5 млрд руб. в год.

Почему верфи РФ не успевают строить рыбопромысловые суда

Как следует из письма господина Савчука, строительство практически всех судов отстает от изначальных графиков. Так, до конца года будут сданы только четыре судна вместо планировавшихся 17. Самая тяжелая ситуация на входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Выборгском заводе (ВСЗ), где строятся восемь судов, по которым сроки переносятся от года до двух лет. На «Северной верфи» (входит в ОСК) есть задержки до года практически по всем морозильным траулерам и ярусоловам (десять судов), на «Адмиралтейских верфях» (входят в ОСК) — до полугода по первым двум супертраулерам, «с чем категорически не согласен заказчик (РРПК.— “Ъ”)», уточняется в документах.

В Росрыболовстве и Минпромторге не дали комментариев. В ОСК говорят, что общей причиной сдвига сроков является необходимость доработки проектов, предоставленных заказчиками.

Ряд проблем возник из-за ограничений в связи с коронавирусом: сокращение количества рабочих из-за самоизоляции, приостановка производства комплектующего оборудования и отсутствие возможности приезда иностранных специалистов, говорят в корпорации.

При этом в ОСК утверждают, что «по состоянию на текущий момент реализация инвестпроектов не выходит за установленные временные рамки», однако корпорация не против увеличения сроков до семи лет «на случай возникновения исключительных обстоятельств».

Почему рыбопромышленники просят выдать авансом 50% инвестиционных квот

Исполнительный директор СЗРК Сергей Несветов (строят четыре судна на ВСЗ) отмечает, что компании, которые строят суда на ОСК, фактически заключили договор с государством: «Странно, что так долго все ждали, что ситуация нормализуется сама собой». Государству нужно заняться финансовым состоянием верфей и снять эту проблему с рыбаков, заключает топ-менеджер. В РРПК говорят, что в рамках проекта по строительству на «Адмиралтейских верфях» первая пара судов спущена на воду, кили второй пары заложены в плановые сроки. При этом РРПК предлагает расширить систему квот и ограничить срок эксплуатации рыбопромысловых судов 30 годами (см. “Ъ” от 5 августа). С учетом сложившейся ситуации в ВАРПЭ называют эти предложения «непродуманными».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что предложения ВАРПЭ выглядят здраво на фоне массового переноса сроков сдачи судов и неспособности судостроительных заводов выполнить предусмотренные в контрактах обязательства.

Анастасия Веденеева

Рыбопромышленники просят не лишать их инвестквот из-за проблем на верфях

Сказка о рыбаке и верфи

Источник