Верфь получила контракт на строительство патрульного ледокола для ФСБ
Выборгский завод перешел на гособоронзаказ
Как и предполагал “Ъ”, Выборгский судостроительный завод подписал контракт и заложил патрульный ледокол для ФСБ. Церемония закладки состоялась на верфи 25 июля. Для завода, специализирующегося на гражданском судостроении, это станет первым военным заказом. Впрочем, заказчик не исключает, что может быть построено еще одно судно.
Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заложил сторожевой корабль для ФСБ, соответствующая церемония прошла на верфи. О том, что предприятие готовится получить заказ, “Ъ” сообщал 27 января. Речь идет о патрульном ледоколе проекта 23550, первые два корабля по аналогичному проекту строятся на Адмиралтейских верфях для ВМФ. Как писал “Ъ”, стоимость контракта составляет около 20 млрд руб., корабль должен быть передан заказчику в 2024 году. Собеседники “Ъ” в отрасли не исключают, что в будущем ВСЗ продолжит серию кораблей.
Фото: Анастасия Илюшина, Коммерсантъ
«Огромные ресурсы РФ в Арктике, развивающийся Северный морской путь, повышенное внимание иностранных государств к этой зоне России требуют наращивания корабельной группировки для того, чтобы гарантированно решать задачи безопасности государства»,— заявил во время церемонии закладки судна первый замдиректора ФСБ, руководитель Пограничной службы Владимир Кулишов. Он добавил, что корабль будет оснащен авиационным комплексом. «Реализуется программа перевооружения флота, подразделения береговой охраны. На сегодня укомплектованность современными кораблями и катерами составляет 68%, у нас есть еще резерв»,— подчеркнул господин Кулишов.
«Наверное, напрашивается два корабля. В каждое арктическое управление (восточное и западное.— “Ъ”) — по ледоколу”,— заявил господин Кулешов “Ъ”, отвечая на вопрос, сколько кораблей может законтрактовать заказчик, не уточнив исполнителя.
По словам одного из источников “Ъ”, таких кораблей может быть четыре.
Гендиректор конструкторского бюро «Алмаз» Александр Шляхтенко считает, что ВСЗ может построить два таких корабля.
Корабли ледового класса Arc7 проекта 23550, спроектированные КБ «Алмаз», способны выполнять функции буксира, ледокола и патрульного корабля и преодолевать лед толщиной до 1,7 м. Длина ледоколов — около 114 м, ширина — около 20 м, осадка — около 6 м, мощность — 15 МВт, водоизмещение — около 9 тыс. т, скорость — около 18 узлов. Головной ледокол «Иван Папанин» был заложен на Адмиралтейских верфях в апреле 2017 года, первый серийный «Николай Зубов» — в ноябре 2019-го. Сроки сдачи флоту — 2023 и 2024 годы соответственно. Корабли предназначены для охраны арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки в порт задержанных судов, сопровождения и поддержки судов обеспечения. Собеседники “Ъ” отмечали, что состав вооружения у заказа для ФСБ и строящихся ледоколов для ВМФ может различаться, так как основной функцией нового корабля будет охрана границ.
Источники “Ъ” рассказывают, что изначально основным претендентом на выполнение заказа было частное судостроительное предприятие «Алмаз» (к одноименному КБ отношения не имеет). Предприятие, расположенное в Петербурге, специализируется на строительстве скоростных судов и кораблей из алюминиево-магниевых сплавов. В последние годы верфь активно строила для военного флота плавучие краны, а также патрульные пограничные сторожевые корабли для ФСБ.
Но, по словам собеседников “Ъ”, территория верфи начала активно продаваться под коммерческую застройку, в итоге строительство патрульного ледокола на ней стало невозможно, так как корабль просто там не поместился бы.
Это первый военный заказ ВСЗ, до этого верфь строила только гражданские суда — ледоколы, суда снабжения, рыболовные траулеры, а также буровые платформы для разработки морских шельфовых месторождений. Выручка ВСЗ в 2019 году сократилась более чем в 1,5 раза, до 5 млрд руб., убыток увеличился в 3,2 раза и составил 1,7 млрд руб.
Финансовое положение ВСЗ вызывает у аудиторов сомнения в отношении непрерывности деятельности завода, так как стоимость чистых активов верфи за три последних года меньше уставного капитала и имеет отрицательное значение (см. “Ъ-СПб” от 25 мая). Сейчас на верфи законтрактовано восемь траулеров общей стоимостью 22,4 млрд руб. Сроки их строительства сдвигаются вправо, ВСЗ неоднократно подчеркивал, что у предприятия проблемы, в том числе из-за накопленных долгов прошлых лет (см. “Ъ” от 16 марта). По данным “Ъ”, правительство уже приняло решение о списании 30 млрд руб. обязательств ОСК, также будут реструктурированы кредиты на 38 млрд руб. (см. “Ъ” от 15 мая). Собеседники “Ъ” не исключали, что в перечень оздоравливаемых предприятий войдет и ВСЗ.