Введение сопротивления
Так, например, при включенном сопротивлении с увеличением нагрузки от нуля до номинального значения, число оборотов падает до 52%, а при введении меньшего сопротивления Rr2 только до 80%. Введением сопротивления в цепь якоря можно только уменьшать скорость шунтового двигателя от нормального значения до нуля. К недостаткам этого способа регулирования относятся: большие потери энергии в реостате; большие габаритные размеры реостата, так как через него должен протекать длительное время весь ток нагрузки; уменьшение диапазона регулирования при малых нагрузках. Для нормальной 100%-ной нагрузки возможно регулирование числа оборотов от 95 до 30%. т. е. предел регулирования составляет з0= 3,17. При нагрузке 40% регулирование возможно в пределах от 97 до 70, т. е. составляет уд = 1-39, что в 2,3 раза меньше, чем при нормальной нагрузке.
По третьему способу регулирование скорости достигается изменением подводимого напряжения. На строительстве этим способом пользуются на экскаваторных установках, оборудованных по схеме генератор-двигатель.
Этот способ регулирования скорости требует сложного и дорогого оборудования и потому применяется в установках большой мощности. К достоинствам регулирования напряжения на зажимах шунтового электродвигателя в схемах генератор двигатель относятся: возможность широкого изменения числа оборотов, отсутствие потерь в реостате, сохранение постоянства числа оборотов при любых нагрузках.
Электродвигатель смешанного возбуждения (компаундный) применяется там, где требуется совмещение качеств шунтового и сериесного электродвигателя. На полюсы возбуждения такого двигателя наматываются две обмотки, из которых одна включается последовательно с обмоткой якоря, а другая параллельно с ней. Компаундный двигатель вследствие наличия обмотки развивает большой вращающий момент.
Шунтовая обмотка сглаживает резкие колебания числа оборотов при изменении нагрузки и не допускает разноса при полной разгрузке якоря.