У Индии пробудился аппетит ко всему коксующемуся | Новости автомобильной индустрии

У Индии пробудился аппетит ко всему коксующемуся

У Индии пробудился аппетит ко всему коксующемуся

Хинди руси угль-угль

Индия планирует скупать почти весь российский коксующийся уголь и антрацит, поставляемые на экспорт: Дели и Москва обсуждают поставки до 40 млн тонн сырья в год стоимостью около $4,5 млрд по текущим ценам. Сейчас Россия экспортирует в Индию менее 1 млн тонн металлургических углей из общего экспорта в 46 млн тонн. Для наращивания поставок планируется раскатка маршрута через порты юга РФ, в связи с чем Минэнерго просит господдержки для терминала ОТЭКО в Тамани. Из российских угольщиков поставки в Индию наиболее интересны «Сибантрациту» и «Колмару».

Индия заинтересована в приобретении коксующихся углей, антрацитов и пылеугольного топлива (PCI) и запросила объем до 40 млн тонн в год, сообщил замминистра энергетики Анатолий Яновский на заседании рабочих групп Госсовета 14 августа, рассказали источники “Ъ”, участвовавшие в заседании. По словам чиновника, отмечают они, переговоры велись с Министерством сталелитейной промышленности Индии. Расчеты Минэнерго показывают, что объемы могут быть поставлены и будут «вполне конкурентоспособными» с углями из Австралии.

Однако для этого необходимо госсубсидирование проекта ОТЭКО Мишеля Литвака в Тамани с целью снижения затрат на перевалку угля с $14 до $8 на тонну (подробнее см. “Ъ” от 17 августа). Господин Яновский пояснял, что в отличие от Северо-Запада порт в Тамани недозагружен из-за высоких ставок, хотя «единственный в России имеет возможность использовать суда дедвейтом до 220 тыс. тонн, это самый современный специализированный терминал в стране». В то же время общая конъюнктура рынка угля настолько плоха, что для дешевого энергетического угля экспорт через южные порты стал нерентабельным. Так, проект расположенного рядом с терминалом ОТЭКО сухогрузного порта Тамань, видимо, будет отменен (см. стр. 1). Для ОТЭКО снижение себестоимости перевалки до $8, говорил господин Яновский, позволит дополнительно отправить не менее 20 млн тонн угля уже в этом году, прежде всего из Кузбасса и Новосибирской области. В Минэнерго не ответили на запрос “Ъ”.

Исходя из июльской цены на коксующиеся угли $113 за тонну (FOB Австралия), 40 млн тонн — это $4,5 млрд в денежном выражении. Источник “Ъ” в отрасли поясняет, что у Индии большие планы по наращиванию производства стали, но нет своего металлургического угля: «Индийские компании активно ведут переговоры о поставках российского угля, а также ищут проекты, в которые можно было бы войти, но пока не находят привлекательных».

Сейчас индийский рынок уступает китайскому в емкости, но, по оценкам Fitch, к 2025 году страна сместит Китай с позиции крупнейшего потребителя коксующегося угля в мире. Переговоры между Россией и Индией об увеличении экспорта и совместной реализации угольных проектов проходили в течение всего 2019 года. Evraz, «Колмар», «Мечел» отправляли пробные партии угля в Индию. В июне сообщалось, что со стороны Индии переговоры ведут крупнейшая в мире металлургическая компания ArcelorMittal, Steel Authority of India Limited и Torrent Power.

Если договоренности будут достигнуты, то Индия может стать ведущим рынком для российских угольных компаний. По данным Argus, хотя в целом Индия сократила импорт коксующихся углей в январе—июне на 13% на фоне падения выпуска стали, импорт российского сырья в этот период вырос более чем вдвое, до 524 тыс. тонн.

В октябре 2019 года министр природного газа и стали Индии Дхармендра Прадхан оценивал потребность страны в коксующихся углях в 70 млн тонн, из которых 55 млн тонн потребляется только сталелитейной промышленностью. «Мы собираемся к 2030 году достигнуть производства 3 млн тонн стали в год, и поэтому нам необходимо увеличивать поставки угля для нашей национальной сталелитейной промышленности»,— пояснял он. Но доставка российского угля из портов Дальнего Востока в Индию менее рентабельна, чем в Китай, на $5–7 на тонну.

Из крупных производителей коксующихся углей и антрацитов в поставках в Индию заинтересованы «Сибантрацит» и «Колмар». Представитель первого сообщил, что с начала года объем экспорта в Индию вырос на 29%. «Индия — растущий рынок, один из самых перспективных с точки зрения увеличения потребления металлургических углей,— уточнили в «Сибантраците».— Мы давно и стабильно наращиваем поставки в Индию, в том числе за счет выпуска новых, востребованных видов продукции, и планируем делать это и дальше».

Председатель совета директоров «Колмара» Анна Цивилева рассказала “Ъ”, что компания с прошлого года ведет активные переговоры с индийскими компаниями и делает спотовые поставки продукции для тестирования на металлургических заводах. «В сентябре мы запустим в работу собственный порт ВТУ в Ванино с загрузкой крупнотоннажных судов на дальние расстояния, для нас откроется большой перспективный индийский рынок, который уже проявляет интерес к нашим углям»,— добавила Анна Цивилева.

В «Мечеле», наоборот, называют Индию наименее маржинальным для компании направлением. «На сегодняшний день мы не видим экономической целесообразности поставлять более одной-двух судовых партий в месяц по спотовым контрактам, это примерно 500–700 тыс. тонн в год»,— говорит представитель компании. Основными рынками сбыта для «Мечела» являются Япония, Корея и Китай.

По оценке замдиректора отдела инвестиций и рынков капитала КПМГ в России и СНГ Дмитрия Смолина, в прошлом году Россия экспортировала в Индию 721 тыс. тонн антрацита и коксующегося угля. Заявленные объемы в 40 млн тонн являются колоссальными и сопоставимы с общими объемами экспорта антрацита и коксующегося угля РФ в 2019 году (46 млн тонн). «Даже если объемы закупок угля со стороны Индии по факту будут ниже заявленных 40 млн тонн, эти дополнительные объемы могут стать хорошим драйвером роста добычи для российских угольных компаний, особенно в условиях падения спроса на уголь со стороны Европы»,— говорит эксперт. По его мнению, одним из основных условий для дополнительного экспорта угля из России должно стать увеличение мощности угольных терминалов на Дальнем Востоке и модернизация БАМа и Транссиба.

Евгений Зайнуллин, Наталья Скорлыгина

Источник