Для энергоснабжения магистрали «Россети» запросили из бюджета 134 млрд руб. | Новости автомобильной индустрии

Для энергоснабжения магистрали «Россети» запросили из бюджета 134 млрд руб.

Для энергоснабжения магистрали «Россети» запросили из бюджета 134 млрд руб.

В первый раз закинул БАМ сети

Как выяснил “Ъ”, «Россети» запросили у правительства бюджетную субсидию на электрификацию БАМа и Транссиба. Общая стоимость строительства новых подстанций и магистральных сетей оценивается в 184,73 млрд руб., из них субсидия может составить 134 млрд руб. Эти средства сейчас отсутствуют в инвестпрограмме Федеральной сетевой компании (ФСК, подконтрольна «Россетям»): без субсидии текущие тарифы не позволят проекту окупиться. Другие варианты финансирования предусматривают рост сетевого тарифа ФСК на 13% или отказ от выплаты дивидендов вкупе с увеличением долговой нагрузки.

ФСК направила в Минэнерго заявку на выделение субсидии из федерального бюджета в 134,2 млрд руб. на второй этап электрификации БАМа и Трассиба, следует из материалов «Россетей» к заседанию рабочих групп Госсовета «Энергетика» и «Транспорт» 14 августа (есть у “Ъ”). Компании из бюджета потребуется 47,5 млрд руб. в 2021 году, 67,1 млрд руб. в 2022 году, 19,7 млрд руб. в 2023 году. Общая стоимость проекта оценивается в 184,73 млрд руб., и помимо субсидии ФСК планирует направить на него собственные и кредитные средства.

Без субсидии, следует из расчетов «Россетей», при действующем тарифном регулировании окупаемость проекта уйдет далеко за 30 лет, внутренняя норма доходности составит 5,3%, а NPV (при ставке дисконтирования в 9,2%) будет отрицательным — минус 74,7 млрд руб.

Модернизация инфраструктуры БАМа и Транссиба необходима для вывоза российских грузов на прибыльные экспортные рынки стран АТР. В рамках второго этапа планируется увеличение пропускной способности к 2024 году до 180 млн тонн.

Как именно будет обеспечено энергоснабжение второго этапа, не решено (см. “Ъ” от 7 апреля). Минэнерго рассматривает четыре варианта, в том числе базовый — строительство Мокской ГЭС на 1,2 ГВт на Витиме, а также альтернативный — строительство газовой ТЭС «Пеледуй» на 456 МВт стоимостью 49,9 млрд руб., угольной Нерюнгринской ГРЭС на 215 МВт за 36,6 млрд руб. и угольной Новой ТЭС в районе порта Ванино на 260 Вт стоимостью 44,2 млрд руб. «Россети» оценивали стоимость ЛЭП именно для альтернативного варианта.

Помимо субсидий ФСК рассматривает еще несколько сценариев. Первый — финансирование за счет заемных средств, что приведет к росту показателя долг/EBITDA с текущих 1,7х до 3,45х, а общего долга — в 2,3 раза, до 544,6 млрд руб. Второй — финансирование как из собственных, так и заемных средств, что потребует роста тарифа на передачу для всех потребителей на 12–13%. Третий вариант — привлечение кредитов при отказе от дивидендных выплат, что, однако, снизит капитализацию компании. И наконец, последний вариант — финансирование из заемных источников до достижения уровня долг/EBITDA 2,8х, остальное — бюджетная субсидия (71 млрд руб.).

В Минэнерго “Ъ” лишь пояснили, что вопрос прорабатывается. В ОАО РЖД сообщили, что приведенные в презентации «Россетей» цифры — предварительная оценка: «В ближайшее время планируется дальнейшее обсуждение проекта на уровне регуляторов». В «Россетях» сообщили “Ъ”, что провели расчеты стоимости работ в части внешнего электроснабжения, сейчас совместно с регуляторами рассматриваются несколько вариантов финансирования, допэмиссии в их числе нет. В компании добавили, что мероприятия по внешнему электроснабжению первого этапа расширения БАМа и Транссиба (до 130 млн тонн в год, т. н. БАМ-1) учтены в инвестпрограмме компании и выполняются строго по графику.

Как отмечает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала», инвестпрограмма ФСК — это баланс между предельным уровнем роста тарифа монополии и необходимостью расшивать узкие места системы и обновлять изношенные основные фонды. Проекты такого размера, как электроснабжение БАМа, можно вписать в инвестпрограмму за счет или урезания трат по остальным проектам, или резкого роста тарифа. Проект БАМа предусматривает создание инфраструктуры для будущего роста при отсутствии сиюминутного спроса, а значит потребителей, которые могли бы взять бремя оплаты экономически обоснованного тарифа, отмечает господин Скляр: в этих условиях финансирование государством — естественный выбор.

Татьяна Дятел, Наталья Скорлыгина

Источник