Газобаллонное оборудование: особенности, достоинства, рекомендации | Новости автомобильной индустрии

Газобаллонное оборудование: особенности, достоинства, рекомендации

В условиях постоянного роста цен на автомобильное топливо, особую актуальность приобретают различные методы и устройства, направленные на снижение его расхода, однако ни один из них не может сравниться по экономическому эффекту с переходом на газ.

Газобаллонное оборудование с каждым днём становится всё популярнее. Как грибы после дождя появляются фирмы, осуществляющие его установку и обслуживание. Кроме того, многие отечественные и зарубежные производители, такие как ГАЗ, ЗИЛ или HYUNDAI, выпускают автомобили, оснащённые этой системой уже на конвейере, что позволяет сохранить заводскую гарантию. Если такое оборудование на автомобиль не предусмотрено, то его можно купить вместе запчастями в фирменных автомагазинах.

Существует два основных типа газобаллонного оборудования:

  • Для работы на метане;
  • Для работы на пропан-бутане.

Последнее в свою очередь подразделяется на поколения на первое и четвертое поколение. Кроме того, анонсирован выход пятого поколения.

Выбор газобаллонного оборудования определяется особенностями самого автомобиля:

  • Карбюраторный;
  • Инжекторный;
  • Моноинжекторный;
  • Распределённый впрыск.

Метан — это природный газ, его главным достоинством является цена, которая составляет 13,5 рублей за 1 кубометр (данный вид топлива измеряется не в литрах).

К недостаткам относят слабо развитую сеть заправочных станций, как правило, 1 – 2 на город, а также небольшой пробег на стандартном баллоне, который можно разместить в багажнике легкового автомобиля (примерно 250 километров при объёме двигателя до 2 литров).

Эти особенности позволяют сделать вывод, что переход на метан целесообразен для частых поездок по городу или на небольшие расстояния от него (идеальный вариант для такси).

Следует, однако, иметь в виду, что стоимость установки такого оборудования составляет в среднем 32000 рублей.

Пропан-бутан – это, так называемый, нефтяной газ. Его стоимость составляет 17,5 рублей за литр (в сжиженном состоянии измерение осуществляется в литрах), стоимость оборудования четвёртого поколения не превышает 20000 рублей, а объём баллона, размещаемого в багажнике обычной легковушки, может варьироваться от 35 до 60 литров.

Расход такого газа зависит, прежде всего, от правильности настройки оборудования и стиля езды и составляет обычно величину на 30 – 32% большую, чем при езде на бензине.

Кроме того, существует возможность выбора формы баллона:

  • Обычный;
  • Цилиндрический;
  • Тороидальный (размещаемый вместо запасного колеса).

Первый вариант позволяет выбрать объём исходя из потребностей автомобилиста, не привязываясь к размерам ниши, отведённой под запасное колесо, кроме того цилиндрический баллон дешевле, он идеально подходит для автомобилей с кузовом седан или универсал.

Тороидальный — позволяет сохранить объём багажника, однако ставить владельца авто перед проблемой размещения запаски, поскольку езда без неё по российским дорогам сродни лотерее.

Запасное колесо, в таких случаях, размещают на специальных кронштейнах сзади автомобиля, либо в том же багажнике (не забыв продумать способ его крепления), для экономии объема багажного отсека зачастую делают выбор в пользу докатки.

Существует множество предрассудков, связанных с эксплуатацией автомобиля на газовом топливе, которые зачастую подкрепляются проблемами, связанными с неквалифицированной установкой и желанием владельца автомобиля сэкономить ещё больше.

Наиболее распространённые из них – это «сушка» двигателя из-за отсутствия жидкого топлива, что естественно всего лишь миф, поскольку смазка мотора осуществляется благодаря маслу, а никак не бензину, который кроме всего прочего, способствует разжижению масел и снижению их эффективности.

Помимо этого, при сгорании жидкого топлива образуется больше частиц сажи, которые формируют отложения на свечах и форсунках, а также являются абразивом, способствующим износу цилиндропоршневой группы.

Второй миф – это прогорание выпускных клапанов, которое имело место при неправильной настройке оборудования старого образца, а также его неквалифицированной установке на устаревшие модели двигателей (которые сейчас уже не выпускаются), предназначенных для использования низкооктанового топлива.

Знание сути данной проблемы позволит вам без проблем перейти на газовое топливо и никогда не сталкиваться с подобным явлением.

Итак, внутри двигателя, при его работе на любом виде топлива, происходит сгорание топливовоздушной смеси определённой концентрации, при переходе на газ требуется её корректировка. В противном случае он будет воспламеняться немного позже бензина, что приведёт к «догоранию» смеси в выпускном коллекторе, повышению температуры выхлопных газов и, при длительной езде с неправильными настройками, — к прогоранию клапана.

Грамотный установщик никогда не допустит такой ситуации, кроме того, о её возникновении будет сигнализировать лампочка «Проверь двигатель», а бортовой компьютер выдаст код ошибки «бедная смесь», что и позволит вовремя произвести корректировку настроек.

Однако, зачастую многие владельцы переоборудованных автомобилей, в погоне за экономичностью сами требуют от установщика снизить расход газа, уменьшив его концентрацию в смеси, то есть сделать её «бедной», после чего просто игнорируют горящую сигнальную лампочку.

На ранних моделях газобаллонного оборудования такую «корректировку» можно было сделать самостоятельно с помощью простой отвёртки.

Дополнительной страховкой от такой проблемы служит регулировка зазоров клапанов, которая регулярно выполняется и на бензиновых двигателях.

Владельцы же современных моделей автомобилей, в моторах которых установлены гидрокомпенсаторы зазоров, полностью защищены самим заводом-изготовителем.

Помимо этого, газобаллонное оборудование не рекомендовано «уличным гонщикам», которые раскручивают двигатель до экстремальных оборотов.

При правильной настройке двигатель вашего автомобиля должен работать ровно и практически не терять мощность, запах газа должен полностью отсутствовать как в салоне и под капотом, так и вблизи автомобиля.

После установки, квалифицированный мастер самостоятельно выполнит настройку, не полагаясь на заводские параметры, а также назначит несколько дополнительных корректировок после определённого пробега.

Таким образом, газобаллонное оборудование – это эффективный способ экономии, основанный на внедрении передовых технологий, которые позволяют не только снижать затраты, но и продлить жизнь двигателю.

Кроме того, переход на газовое топливо делает вашу машину более универсальной, поскольку сохраняется возможность езды на бензине, благодаря простому переключению единственной кнопкой на панели проборов.

Современные системы автоматически запускают автомобиль на жидком топливе, а после прогрева переключают его на газ, помимо этого, при израсходовании всего баллона, оборудование моментально переключится на бензин, даже не заглушив двигатель.