Перевалка пшеницы в Новороссийске может подорожать | Новости автомобильной индустрии

Перевалка пшеницы в Новороссийске может подорожать

Перевалка пшеницы в Новороссийске может подорожать

У портовиков началась страда

Активизация экспорта зерна из России стимулирует владельцев терминалов в порту Новороссийска пересмотреть условия работы. По данным трейдеров, они могут поднять текущие ставки на перевалку, которые составляют $15–16 за тонну, на $2–3. Это приведет к снижению доходности экспортеров, которые уже предупреждают о перенаправлении части объемов в сторону альтернативных каналов.

О том, что глубоководные терминалы в порту Новороссийска могут поднять ставки на перевалку зерна на $2–3 с текущих $15–16 за тонну, сообщил в своем обзоре «Совэкон» со ссылкой на трейдеров. Близкий к владельцам терминалов источник “Ъ” и крупный экспортер уточнили, что вопрос «пока обсуждается».

Новороссийск — крупнейший в РФ глубоководный порт для перевалки зерна мощностью около 18 млн тонн в год, пишет «Совэкон». Там работают в том числе Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП), Новороссийский зерновой терминал (НЗТ), терминал КСК. В «Деметра-Холдинге», которому принадлежат доля НКХП и НЗТ, от комментариев отказались. Представители совладельца НКХП Объединенной зерновой компании и владельца КСК ГК «Дело» на вопросы “Ъ” не ответили.

Планы по повышению ставок появились у владельцев терминалов на фоне увеличения темпов экспорта зерна. С начала сезона по 20 августа из РФ было вывезено 6 млн тонн зерна, включая 4,8 млн тонн пшеницы. Директор «Совэкона» Андрей Сизов отмечает, что экспорт зерна ускорился со второй половины августа. «Уже в этом месяце мы увидим показатели, близкие к рекордам, а осенью стоит ждать достижения новых максимумов»,— говорит он. По его словам, высоким темпам экспорта способствуют неплохая конъюнктура на мировых рынках, хороший урожай в РФ и проблемы со сбором зерна на Украине и в ЕС.

По данным «Совэкона», российская пшеница с содержанием 12,5% протеина в среднем торгуется по $199 за тонну. Закупочные цены в портах находятся на уровне 13,3–13,7 тыс. руб. за тонну. Рынок находится под давлением из-за ожидаемого высокого урожая в России. На 20 августа в РФ было собрано 64,9 млн тонн пшеницы. «Совэкон» прогнозирует урожай пшеницы в этом году на уровне 81,2 млн тонн.

Увеличивающиеся прогнозы нового урожая создают иллюзию полной загрузки глубоководных терминалов даже при высоких ставках, но это заблуждение, утверждает один из трейдеров. По его словам, российская пшеница одна из самых дешевых в Черноморском регионе только на старте уборки, а с октября она может потерять конкурентоспособность при появлении на рынке зерна из других стран.

Рост ставок на перевалку будет «очень плохой» новостью для российского зернового экспорта, предупреждает другой крупный трейдер. Повышение ставок на $2–3 за тонну может быть чувствительным для трейдеров, подтверждает Андрей Сизов. По его словам, это может превышать маржу экспортеров, в ответ они будут пытаться понизить закупочные цены на зерно на внутреннем рынке, что будет непросто. Источник “Ъ” на рынке говорит, что в действиях владельцев терминалов есть своя логика — «спрос на мощности хороший, и поставки идут активно, потому цены могут и вырасти». Гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько напоминает, что в прошлом сезоне стартовый уровень ставок был $22–23 за тонну, а затем в силу резко изменившихся условий конкуренции терминалам пришлось снижать стоимость услуг, чтобы сохранить клиентов. По словам собеседника “Ъ”, в конце 2019 года ставки снижались до $10–12 за тонну.

Андрей Сизов ожидает, что активная распродажа зерна в РФ закончится в ближайшие несколько недель, а через несколько месяцев может вновь начаться замедление экспорта. Не исключено, что на этом фоне ближе к новому году терминалам придется снижать ставки перевалки, отмечает он. Гендиректор агрохолдинга «Степь» (входит в АФК «Система» Владимира Евтушенкова) Андрей Недужко считает, что рыночные предпосылки для повышения ставок перевалки в Новороссийске сейчас отсутствуют, так как объем экспорта зерна на текущую дату через глубоководные порты на 5% ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Если же такое решение будет принято, добавляет он, это приведет к перенаправлению части экспортных объемов в сторону рейдовой перевалки.

Анатолий Костырев

Источник