Пока израсходована только половина из 23,4 млрд руб. субсидии
Господдержку авиакомпаний продлят до осени
Росавиация хочет продлить программу субсидирования авиакомпаний до сентября, увеличив компенсацию за каждого потерянного на фоне COVID-19 пассажира до 840 руб. Сейчас она составляет 365 руб., и при действующих темпах сокращения пассажиропотока компании не могли выбрать весь объем господдержки до конца июля. Перевозчики и эксперты настаивали на росте ставки до 1,1–1,3 тыс. руб. На деле такую ставку, с учетом повышающего коэффициента, смогут получить крупные внутренние перевозчики, тогда как чартерным авиакомпаниям придется довольствоваться меньшим объемом субсидий.
Росавиация хочет продлить программу субсидирования авиакомпаний до сентября, а также скорректировать ее параметры. В частности, предлагается включить в перечень компенсируемых затраты на техобслуживание парка воздушных судов и авиационных двигателей, а также на авиакеросин.
При этом ставка расходов за каждого «потерянного» пассажира может вырасти с 365 руб. до 840 руб.
Всего на помощь авиакомпаниям на фоне пандемии правительство выделило 23,4 млрд руб. По действующим условиям размер ежемесячной субсидии, которую может получить каждая авиакомпания, зависит от объема падения ее пассажиропотока: фиксированная ставка умножается на разницу в числе перевезенных пассажиров между февралем-июлем 2020 года и 2019 года соответственно. Из-за заданных условий авиакомпании физически не смогли выбрать все предназначенные им деньги до конца июля, так как темпы сокращения пассажиропотока только в апреле-мае превышали 90%, а в остальные месяцы оказались ниже. Кроме того, субсидию предполагалось выделять равномерно по 3,89 млрд руб. в месяц, что равносильно компенсации за снижение месячного трафика на 10,67 млн человек, хотя в прошлом году весь месячный пассажиропоток в РФ до мая не превышал 10 млн человек.
Росавиация сообщила, что на сегодня принято решение о предоставлении 11,7 млрд руб. по 78 заявкам на погашение расходов за коммерческие перевозки, выполненные с февраля по июнь.
Для группы «Аэрофлот» применяются отдельные условия — она получила 7,89 млрд руб. вне зависимости от падения трафика.
То есть остальные авиакомпании совокупно получили только 3,8 млрд руб.— остаток субсидии 11,7 млрд руб.
Увеличить субсидии для авиакомпаний за каждого потерянного на фоне COVID-19 пассажира ранее предлагали в S7. Там ориентировались на ставку в 1,33–1,35 тыс. руб. и говорили, что действующая сейчас ставка не обеспечивает реальной компенсации, так как за ее основу взята выручка на одного неперевезенного пассажира в сравнении с прошлым годом, без учета снижения тарифов. Аналогичная идея была у Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина, где предлагали увеличить компенсацию на одного пассажира до 1,13 тыс. руб. Там говорили как раз о затратах на техобслуживание самолетов, которые авиакомпании вынуждены нести и сейчас, когда часть парка простаивает, а также о росте удельных расходов на авиатопливо на фоне снижения загрузки кресел.
На деле именно такую ставку и предлагает выплачивать Росавиация, но не для всех игроков. Ведомство предлагает ввести при расчете субсидий повышающие коэффициенты. Так, для крупных авиакомпаний, которые по итогам 2019 года перевезли более 500 тыс. пассажиров, а доля полетов на регулярных воздушных линиях составляет более 50%, могут получить повышающий коэффициент к ставке в 1,35 (это как раз 1,13 тыс. руб.). Это означает перераспределение субсидий в пользу крупных внутренних игроков (S7, Utair), тогда как чартерные перевозчики получат сравнительно меньше.
Кроме того, предлагается повысить субсидии для авиакомпаний, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории Дальнего Востока — для них предложен коэффициент 2,1.
Глава Infomost Борис Рыбак говорит, что все эксперты оценивали потребность российских авиакомпаний в прямых невозвратных субсидиях до конца года в 400 млрд руб., и дальнейшее распределение уже выделенных правительством средств не решает проблему, но «лучше, чем ничего». То, что эффект субсидий незначителен, видно по «Аэрофлоту», говорит эксперт: авиакомпания берет огромные кредиты и проводит допэмиссию, несмотря на единоразово полученные субсидии.
Очередь на вылет
Как авиакомпании борются за выживание