X5 протестирует систему самостоятельных покупок
«Пятерочку» оставляют без кассиров
Управляющая сетями «Пятерочка» и «Перекресток» X5 Retail Group запустила сервис самостоятельных покупок с помощью мобильного приложения. Эксперимент пройдет в 90 точках в Москве до конца сентября, после чего будет принято решение о дальнейшем развитии технологии. Проект позволит X5 в первую очередь сократить расходы на персонал, указывают эксперты.
X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») начала тестировать систему самостоятельных покупок с помощью мобильных устройств, сообщила компания. Эксперимент пройдет в 60 магазинах сети «Пятерочка» и 30 супермаркетах «Перекресток» в Москве.
Чтобы совершить покупки, необходимо:
Табачные изделия и алкогольная продукция в эксперименте не участвуют.
Тестирование продлится до конца сентября, по его итогам X5 примет решения о доработке или тиражировании системы на другие точки.
Как отметил CEO X5 Игорь Шехтерман, компания запускает пилот нового сервиса «Экспресс-скан» в двух торговых сетях, чтобы протестировать различные варианты использования и начать формирование новой модели покупок, наилучшим образом соответствующей интересам клиентов.
На конец июня X5 управляла свыше 17 тыс. магазинов, включая около 16 тыс. точек под брендом «Пятерочка» и 867 супермаркетов «Перекресток». По итогам января—июня выручка X5 выросла на 14,2%, до 962,62 млрд руб., EBITDA увеличилась на 13,3%, до 73,81 млрд руб., чистая прибыль — на 7,2%, до 24,45 млрд руб. год к году.
Как считает консультант Jos de Vries The Retail Company Ирина Болотова, основной смысл проекта — с наименьшими потерями снизить фонд оплаты труда, который занимает как минимум 9% от всех расходов сети.
«Даже с учетом возможного роста краж в магазинах без кассиров это остается экономически привлекательным решением»,— указывает консультант.
В январе—июне расходы X5 на персонал увеличились на 14,7%, до 77,53 млрд руб., следует из отчетности.
Формат бесконтактных покупок без кассиров — не новый для российского рынка. Так, сеть «Азбука вкуса» пилотирует сразу два таких проекта. Первый — магазин формата Scan & Go, где для сканирования и оплаты товара также используется мобильное приложение. Второй — технология Take & Go. «В этот магазин можно прийти, взять товар и уйти — технология машинного зрения определяет, что купил клиент. Оплата происходит по карте, которая была указана при регистрации в приложении»,— поясняют в «Азбуке вкуса». По словам представителя сети, обе системы планируется развивать параллельно. Scan & Go уже решено расширить на все магазины в Москве и Санкт-Петербурге.
«Вкусвилл» с прошлого октября тестирует проект «Умные телеги» — тележки со сканерами товара, оплата которого происходит в кассе самообслуживания, говорит представитель сети. Пока технология работает в 21 магазине в Москве. Похожий формат реализован и в сети гипермаркетов Globus, где потребитель может воспользоваться специальным сканером и самостоятельно оплатить покупку в отдельной зоне.